АЛЕКСАНДРА ПАССЕНЮК: «Как показывает и Гарвардское исследование развития личности и исследования о привязанности, «теплые отношения» с родителями обеспечивают уверенность в себе и умение строить отношения с другими людьми, и, как следствие, — финансовую успешность».
Стремлением  к  успеху одержимы  все. Неиссякаем поток информации о том, как стать успешным. Причем в наш технологический век, люди хотят использовать достижения нейронауки для выбора кратчайшего пути, для достижения цели. Успешный  ребенок — это составляющая  картины  большого  Успеха, поэтому образовательная индустрия развивается, внося в нашу жизнь развивающие игры и новые технологии образования, но результаты многочисленных исследований как в психологии, так и в  биологии мозга, указывают на то, что воспитание, а не образование есть основа Успеха. Врач- психотерапевт Алла Александра Пасенюк поставит  все  точки  над i  в  интервью  с нашим   журналом.
Благодарю вас,  Александра,  за то, что смогли уделить время нашему журналу сейчас, когда вы так заняты.  Успешный  и  счастливый  это  одно  и  тоже?
   — Лучший  ответ  на этот  вопрос дают  Гарвардские исследования развития личности — одного из самых продолжительных исследований счастья. В 1938 году психологи обследовали  268 физически и умственно здоровых второкурсников Гарвардского колледжа и 456  молодых мужчин из беднейших  районов  Бостона. Продолжали собирать всевозможную медицинскую информацию об этих мужчинах в течении  75 лет, исследуя  все стороны их жизни. Кстати, Президент Джон Ф. Кеннеди тоже участвовал  этом исследовании.
-Ученые обнаружили тесную связь между счастьем и близкими отношениями (партнер, семья, друзья и социальные круги).
-И самое  удивительное, что финансовый успех тоже зависит от теплоты отношений. Те мужчины, набрали наибольшее количество баллов, кто жил по «теплым отношениям», зарабатывая в среднем на 141 000 долларов в год больше. При этом не было обнаружено существенной разницы в доходе, получаемого мужчинами с IQ в диапазоне 110–115 и мужчинами с IQ выше 150.
-Те, кто были в «теплых» отношения со своими матерями в детстве, зарабатывали больше, чем мужчины, чьи матери были безразличны к своему ребёнку. Иными  словами, Гарвардское исследование показывает: «Счастье — это любовь. А  успех это любовь родителей к своим детям!»
Значит есть рецепт  как  можно  получить  уверенного в себе и счастливого ребёнка, а  затем  счастливого и  успешного взрослого?
— В принципе, да. Как показывает и Гарвардское исследование развития личности и исследования о привязанности, «теплые отношения» с  родителями  обеспечивают уверенность в себе и умение  строить  отношения с другими людьми, и как следствие, — финансовую успешность. Есть еще одна составляющая успешности, которая воспитывается  родителями — хорошая самооценка. Это не «вишенка на торте», это на самом деле та прочная основа, которая закладывается в самые первые годы жизни ребенка именно родителями. Родители могут научиться чуткому отношения к своим детям  и научить детей разбираться в своих чувствах и эмоциях, создавая понимание себя  как личности, и надежную  привязанность — фундамент уверенности в себе и успешности.
Александра, уже много лет  вы  живете и  работаете за пределами России. Как  обстоят дела  с  воспитанием  детей в Норвегии, в стране которая много лет находится в десятке стран самых счастливых людей по определению  ООН ?-     — Говоря  об  этом  рейтинге  ООН, понимаешь, как столь эфемерная субстанция, как счастье, может не только оцениваться, но и измеряться по ряду совершенно точных параметров. Норвегия  давно  сделала  ставку на социальную поддержку и надежность государственных институтов, которые  поддерживают семью  материально, что дает возможность проводить много времени с детьми и вкладывать в  воспитание детей уверенность в себе и выносливость. Спорт, участие  родителей  в жизни детей в клубах и секциях, семейные традиции — походы в горы на лыжах на Пасху, приготовление печенья на Рождество — создают устойчивую личную связь между детьми и родителями. Своего рода умственную и эмоциональную стимуляцию, которая автоматически повышает настроение детей и помогает выработать  хорошую  самооценку.
Путь к врачеванию. Как именно он у вас начался? Никогда не было сомнений, что нужно было выбрать другую дорогу в жизни?
— Как раз в медицину я попала почти случайно, как ни удивительно это звучит. Я хотела стать криминологом и по тогдашним правилам до поступления в юридический институт,  я  должна  была  поработать, пока мне не исполнилось 18  лет. Закончив медицинское училище, меня  распределили на станцию Ожерелье. Главный  врач настоял  на поступлении в  РГМУ, наверно, разглядев во мне хорошего врача. Моя мечта —  раскрывать тайны — претворилась в медицине. Я  начала заниматься исследованиями, еще будучи студенткой. Мне посчастливилось  быть ассистентом Нины Суреновны Мирзоян, ученого- невролога, стоявшего у истоков использования электроэнцефалографии у детей. На тот момент о томографии  мы  еще не  слыхали. Она открыла  для меня  невозможные  возможности  мозга  ребенка.
Тогда я  считала, что для  будущего здорового, успешного и счастливого человека, надо правильно провести беременность и роды, и выбрала акушерство. Из-за аллергии я вынуждена была сменить специальность. Я не задумываясь стала психиатром, тем более, что в Норвегии огромные  возможности  для  исследований мозга и психики. Я занимаюсь научными исследованиями в области психического здоровья у людей с особенностями развития. Последние исследования показывают важную  роль отношений  между родителями и детьми для хорошей психики, даже у этой категории пациентов, не  говоря о том, что любовь родителей это  основа профилактики подростковых суицидов.
В Норвегии психиатрия и психотерапия менее стигматизирована, не так ли ?
-Стигма еще существует, но она в минимальных  размерах, благодаря тому, что журналисты (также, как и ваш журнал) поднимают  вопросы  психического здоровья в изданиях и интернете. Политики и известные  личности не боятся говорить о тревоге и депрессии, если они страдали от этого. Детей уже  в школе учат обращаться за помощью при первых признаках психических проблем.
Что значит когнитивный терапевт? Это  коуч?
-Нет, это не коуч, хотя  коучинг можно рассматривать, как  упрощенную  форму когнитивной терапии, которая основана на предположении, что в основе психологических проблем человека, лежат ошибки мышления. В ходе когнитивной психотерапии пациент учится решать проблемы и находить выходы из ситуаций, прежде казавшихся ему непреодолимыми, при этом он переосмысливает и корректирует свое мышление, изменяя нецелесообразные мысли и убеждения и избавляется от психических проблем. Я сама сертифицированный когнитивный терапевт с длительным стажем обучением и огромным опытом работы. Коуч же помогает пациенту научиться мыслить и действовать более реалистично и адаптивно.
Гиппократ как-то сказал: «Врач – философ, ведь нет большой разницы между мудростью и медициной». Что вы можете сказать по этому поводу? Так ли это?
-Я с  этим   абсолютно  согласна. Одно из самых важных направлений работы с сообществом для меня — это распространение знания о воспитании уверенного в себе ребенка с хорошей самооценкой, который впоследствии станет уверенным в себе взрослым с хорошей самооценкой и счастливым человеком, потому что именно эти два качества являются основополагающими для того, чтобы человек был доволен своей жизнью. Ни одно достижение не перекроет чувство внутреннего недовольства. Нельзя просто любить ребенка, надо правильно любить ребенка, надо правильно воспитывать ребенка, надо научить ребенка жить в мире со своими эмоциями и воспринимать окружающую среду такой, какая она есть. Я считаю, что очень важно принести в мир именно эти знания, потому что это наше будущее: воспитание наших детей в правильном ключе — это залог здоровой нации, это самая большая инвестиция, которая не стоит много, если у людей есть знания.
Именно  об  этом я пишу книгу — тренинг для  родителей, которая, надеюсь, увидит свет в  начале будущего года.