Секреты фрески Леонардо да Винчи: «Тайная вечеря»
Личность да Винчи весьма удивительна и уникальна. Он сильно опережал XV век, в котором он творил «чудеса», о которых и по сей день ходят легенды. Вся его жизнь была поиском и стремлением к идеалу. Даже сегодня, спустя V веков, его работы окружены ореолом загадочности, а уникальность проработки будоражит умы миллионов людей. Он был новатором в живописи и создавал такие техники письма, которые подняли живопись на новый уровень. Так получались шедевры, о которых знают в каждом уголке земли. Но помимо уникальных техник, в его арсенале было множество загадок и скрытых смыслов, которыми он снабжал каждую свою работу. Одной из самых интересных и загадочных является фреска в миланском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие, на которой изображена тайная вечеря.
История фрески
Леонардо зарабатывал на жизнь творчеством. Его часто нанимали богатые представители знати или Ватикан. Он работал над портретами, создавал картины и расписывал помещения. Однако это не мешало ему реализовывать свои творческие планы, поэтому даже в созданной на заказ фреске тайной вечери, да Винчи стремился больше к претворению в жизнь своего видения, нежели к заработку денег.
Для художников фреска всегда являлась трудоемким и сложным занятием, ведь вместо полотна в распоряжении только влажная оштукатуренная стена. Работать надо быстро и безошибочно. Леонардо решил отойти от классической техники и стал рисовать прямо поверх сухой стены. Он использовал экспериментальную грунтовку и рассчитывал на долговечный результат (который, к сожалению, оказался хрупким). К тому же, на сухой штукатурке можно не торопиться и работать размеренно, а при необходимости вносить правки и доработки в рисунок.
Сюжетом фрески служит отрывок из Библии, в котором описывается последняя трапеза Христа и его апостолов перед арестом с дальнейшим распятием. Во время трапезы Христос сказал «….истинно говорю вам, что один из вас предаст меня». События «тайной вечери» — это мгновение, в котором каждый из апостолов осознает сказанное Христом.
Фреска создавалась в течение 3-х лет. Гению нужны были реальные образы, чтобы создать все так, как он задумал. Прототипом Иисуса Христа был чудесной наружности молодой человек, который пел в церковном хоре. В чертах его лица да Винчи нашел все то, что искал — одухотворенность, чистоту и доброту. Не возникло проблем и с прототипами апостолов, кроме Иуды Искариота. Подходящий для него прототип никак не получалось найти. В этих целях да Винчи регулярно посещал злачные места и тюрьмы, но все, кого он встречал, не подходили. Через 3 года поиски завершились успехом — он нашел пьяницу, опустившегося до самого дна. В его чертах читалась трусость, слабость, злость и предательство. У него не было ни стыда, ни достоинства, ни каких светлых черт. По легенде, этот пьяница оказался тем самым юношей, который позировал в качестве Иисуса. Эта история дает повод задуматься, какая тонкая граница между злом и добром. И как легко с вершины опустится до самого низа.
Чтобы правильно показать человеческую реакцию (каждый апостол по-своему отреагировал на слова Христа), Леонардо знакомился с незнакомыми людьми, чтобы напугать, взволновать, удивить или даже рассмешить их. Его интересовало именно чистое проявление эмоций, не замутненное общением в узком кругу, настоящую реакцию живых людей.
В конце концов, получилось подобрать все необходимые образы, и фреска была завершена. Однако, художник постарался внести сюда не только реалистичность, но и глубокую символичность.
Тайны «Тайной вечери»
При рассмотрении фрески можно заметить, что все апостолы сгруппированы по три человека в четыре группы. Это намеренный ход, так как, таким образом, да Винчи сгруппировал апостолов по стихиям. При углубленном изучении становится понятно, что апостолы расположены ещё и в зодиакальном порядке. Стоит упомянуть, что для церкви астрология являлась и является формой языческих верований (когда власть над судьбой человека находится не в руках Бога), поэтому размещение таких символов является рискованным шагом со стороны художника.
У Леонардо был любимый символ, который он часто изображал на своих произведениях — рука, поднятая вверх, обращенная ладонью внутрь с поднятым вверх указательным пальцем. Считается, что это знак Иоанна Крестителя. Это был пророк, объявивший о пришествии мессии, однако, церковь не рассматривала его, как последователя Христа. При этом существовало отдельное верование, согласно которого настоящим мессией был Иоанн, а не Христос. Это было грубейшей святотатство, тем не менее, знак Иоанна Крестителя всегда присутствовал на религиозных произведениях да Винчи, показывая его точку зрения.
Всего на изображении находится 13 человек — Христос и 12 апостолов. Предполагается, что по правую руку от мессии сидит апостол Иоанн (Богослов) — любимый ученик, но черты лица его слишком женственные. Возможно, что в действительности Леонардо поместил по правую руку Марию Магдалину.  Они сидят близко, а их одежды контрастных цветов, что символизирует две противоположности — мужчину и женщину. Совместно силуэт Магдалины и Христа образуют букву М -анаграмму слова matrimonio (в переводе с ит. Брак).  Этим Леонардо хотел сказать, что Магдалена была женой Христа. Это подводит к одному из культовых символов католической церкви — священному Граалю или вместилищу крови Христа. Леонардо да Винчи не изобразил чашу на столе во время трапезы, однако, он показал нечто большее. Сама Мария может представлять собой образ Грааля, так как могла быть матерью ребенка Христа, то есть носить его кровь.
Также была замечена интересная закономерность — то, как располагаются ладони всех присутствующих. Если расположение рук на картине перевести в нотную грамоту, то получится ритмичная мелодия.
Леонардо часто использовал собственный автопортрет в качестве подписи своих произведений. Таким образом считается, что апостола Фаддея (второго справа) художник изобразил на основе самого себя. Такие выводы сделаны после сравнения фрески с его знаменитым автопортретом.
Большая роль отведена во фреске числу три. Множество элементов изображено по три (окна, апостолы, зазоры между колоннами и т.д.). Это связано с символичностью числа 3 для католической церкви. Оно присутствует во всех важных библейских событиях.
Ещё одной особенностью фрески является то, что все сидят с одной стороны стола, как бы за линией от зрителя. Хотя, обычно, Иуда Искариот изображался сидящим с противоположной стороны стола от остальных. Это было сделано для придания реалистичности фреске и вдобавок для того, чтобы сами зрители не думали, что Иуда находится с ними по одну сторону. Фреска была изображена в трапезном зале, где проходили приемы пищи служителей монастыря. Леонардо стремился добиться эффекта присутствия, чтобы служители могли ощущать присутствие Иисуса.
Во время второй мировой войны с этой фреской происходили невероятные, даже мистические события. Когда нацистские войска обстреливали и бомбили город, во всем монастыре уцелела лишь одна стена — та, на которой была изображена Тайная вечеря. Но, к сожалению, это была не единственная беда на веку произведения. Спустя всего 20 лет после создания она начала осыпаться из-за того, что краска плохо контактировала с поверхностью стены. Экспериментальная техника создания фрески себя не оправдала (на сухую грунтовку, вместо влажной шпаклёвки). Сами священнослужители тоже не дорожили фреской. За все время существования сначала в стене с фреской проделали дверной проем и, таким образом, была уничтожена нижняя часть, на которой изображались ноги Иисуса. Затем в монастыре оборудовали оружейный склад, а французские военные намеренно кидали кирпичи в изображения и поднимались по лестнице, чтобы надругаться над ликами. Затем трапезную использовали как тюрьму. За все свое существование фреска пережила несколько реставрации и сейчас является лишь отдаленным подобием первоначального варианта.
Значение фрески
В это произведение Леонардо да Винчи вложил душу и талант. Для размещения персонажей и создания правильной перспективы (когда точка схождения линий перспективы находилась в центре головы Иисуса) он использовал принцип золотого сечения и четких геометрических линий. Был создан особый порядок действующих лиц, содержимого стола и положений частей тела. Так ни одна поза не повторяется. Даже свет на фреске был естественным продолжением реального света, проходящего сквозь окна трапезной. В стремлении к реализму, он не стал изображать нимбы над головами персонажей фрески, как это было принято. Вместо этого, он выделил роль каждого с помощью положения относительно центра (Иисуса), игрой света, символами и эмоциями. Создав тем самым не просто изображение, а зашифрованное послание.
Получившийся в итоге результат создавал эффект того, что Иисус с апостолами действительно находятся в одной комнате со всеми, ведь свет, пейзаж в окна и даже посуда на столе ничем не отличается от того, что было там во время создания фрески.
«Тайная вечеря»— уникальное и неповторимое произведение искусства, которое до сих пор будоражит умы современников. Легендарная фреска существует и по сей день, и по сей день она хранит свои тайны, которые ещё только предстоит разгадать.