топовый вокальный блогер, педагог по вокалу и создатель первой русскоязычной методики «Интуитивное пение» для обучения с нуля
Александра, расскажите, пожалуйста, о том, как пришла идея создать методику «Интуитивное пение». Какие проблемы вокалистов стали для вас отправной точкой для разработки этого подхода
Первая проблема возникла еще много лет назад, когда мне сорвали голос в музыкальном колледже и объявили, что я профнепригодна. В тот момент я поняла, что классическая методика обучения мне не подходит.
Дело в том, что в музыкальных учебных заведениях привыкли работать с изначально талантливыми вокалистами и попросту «выезжать» на их природном даровании. А чтобы взять человека с нуля и обучать его пению, об этом и речи быть не могло.
Мне же хотелось создать методику, которая позволит любому человеку научиться петь и раскрыть свой скрытый потенциал в музыке.
Первыми упражнениями были именно те, которые я разработала под свой голос, чтобы восстановить его после срыва. Эти упражнения и легли в основу моей методики «Интуитивное пение». Я назвала ее именно так, потому что большинство упражнений я нашла интуитивно, просто прислушиваясь к своим ощущениям в теле.
Ваш метод, как вы говорите, помогает раскрывать истинный тембр через эмоции и звуки, которые уже есть у каждого человека. Что вы имеете в виду под этим, и как это может изменить подход к обучению пению?
Дело в том, что здесь речь идет о наших зажимах и страхах, которые нам закладывают с детства. «Не кричи», «не выделяйся», «будь как все», «тише» – эти фразы с детства начинают блокировать наши эмоции и формируют зажимы в голосе.
Методика «Интуитивное пение» распаковывает эти эмоции снова. Она дает возможность раскрыть голос, снять все зажимы и блоки с тела.
Почему речь идет об эмоциях? Вокал – это продление наших эмоций на нотах. В этой фразе и кроется истина: чтобы научиться красиво петь, нужно научиться ярко проявлять эмоции. Ныть, кричать, плакать, дерзить, стать маленьким капризным ребенком – и это лишь малая часть спектра эмоций, которые мы учимся заново проявлять.
Ведь многие звуки вы уже умеете делать в жизни, просто забыли о них или зажали их в себе.
Следующий этап, после того как мы распаковываем ваши яркие эмоции, – это учиться подключать их к нотам. И здесь происходит настоящая магия: голос начинает звучать уверенно и громко, открывается истинный тембр человека. Ведь эмоции будут только вашими, и вы никого не копируете.
Почему традиционные методики обучения вокалу так часто приводят к шаблонным, безличным голосам, и как ваш метод помогает избежать этой проблемы?
Через меня прошло огромное количество вокалистов, и поэтому за 30 секунд я могу определить, учился ли этот человек в музыкальной школе. Все дело в безликом, «хоровом» тембре. Этот голос ни с чем не спутать – тембр человека был стерт, лишен индивидуальности, потому что он когда-то пел в хоре. Ведь главная задача пения в хоре – петь как один, в унисон. Вот и результат: взрослый человек с безликим тембром.
Главная проблема в том, что в классическом подходе большая часть упражнений рассчитана на простой разогрев голоса, а не на тренировку и отработку определенных навыков в вокале. На самом деле же упражнения должны работать сразу, в момент, когда вы их поете.
Например, если вы хотите сделать голос плотным, убрать гнусавость и неуверенность, бесполезно петь гаммы и разные слоги типа «Мия яяя». Тут нужно тренировать носовой резонатор, ведь именно этот резонатор отвечает за плотность и яркость в вашем голосе, а также за раскрытие тембра.
По методике «Интуитивное пение» мы будем подключать гортанные звуки и эмоции «недовольства», «нытья» и «дерзости». Слушается это весьма странно, не так красиво, как классические упражнения, однако польза от такого подхода будет в разы эффективнее.
Ваш метод называют полным противоположностью системного подхода. В чем заключается суть Интуитивного подхода и как он может привести к лучшему результату за меньшее время?
Первые результаты вокалист начинает чувствовать буквально сразу. Я называю это эффектом «вау». Главный принцип: «попробовал звук – тут же получил результат». В этом и заключается основное различие между классической школой и интуитивным методом.
Да, конечно, голос не будет сразу звучать идеально. Однако первый шаг уже сделан – голос звучит без зажима, уверенно и ярко. Вокалист молниеносно находит свой тембр, потому что не загоняет себя в рамки шаблонных упражнений, а подключает свои эмоции и звуки, которые и так умел делать в жизни, просто не знал, как применить их на нотах.
Кроме того, методика «Интуитивное пение» мотивирует заниматься с голосом, потому что вы тут же чувствуете эффект на голосе, а не когда-то потом, через годы.
Вы пережили срыв голосовых связок в 15 лет. Как это повлияло на ваш подход к вокалу и вашему методу? Был ли этот опыт катализатором для создания «Интуитивного пения»?
Моя главная задача заключалась в создании такой методики, чтобы ни один вокалист не смог пережить подобный ужасный опыт. Я не драматизирую – для человека, который всю жизнь поет, срыв голоса может привести к глубокой депрессии.
Поэтому каждое упражнение из методики в первую очередь нацелено на безопасность голоса, снятие зажимов и раскрытие внутреннего потенциала. Мягко, необычно и эффективно. Кроме того, эта методика подходит даже для тех, кто не планирует петь, а просто хочет сделать голос мощнее и увереннее. Те, кто всю жизнь были незаметными в коллективе, раскрываются и становятся лидерами в компании, только за счет своего красивого, тембрально окрашенного голоса.
Как вы видите будущее вокального образования? Считаете ли вы, что «Интуитивное пение» и подобные подходы могут стать стандартом в обучении вокалу?
Я планирую в ближайшее время запатентовать свою методику, чтобы ее могли использовать в музыкальных школах и колледжах. Это необходимый шаг, чтобы молодые неокрепшие голоса получили правильный вектор развития и не потеряли свою индивидуальность.
Ведь на данный момент методика «Интуитивное пение» – единственная в России, которая работает с вашим тембром и помогает научиться петь с нуля.