Не могли бы вы рассказать нам немного о своей истории и о том, как вы стали логопедом?

Я закончила прекрасную 46 школу на юго-западе Москвы. У нас были лицейские классы. В одном из них (педагогическом) я училась. Там нам очень много преподавали психологии и педагогики. Наши учителя и привили мне любовь к детям, и я поняла, что очень хочу быть педагогом! Я смотрела на свою старшую сестру, которая работала сурдопедагогом и очень ей завидовала. Она много рассказывала после работы, как это интересно, когда ребенок начинает на занятиях произносить какие-то звуки, учится выговаривать слоги, слова….. мне казалось, что она просто волшебник!!! Поэтому когда встал вопрос, кем я хочу стать – я точно решила, что специалистом, который учит детей говорить! Это логопед.

 

Как вы думаете, насколько важно, чтобы люди обращались к логопеду, когда у них возникают трудности с речью?

Несомненно, очень важно своевременно обращаться за квалифицированной помощью к специалисту. С каждым годом количество детей с трудностями в речевом развитии все больше и больше. В наше детство у детей в основном было незначительно нарушено только звукопроизношение, например всем любимый звук Р. Исправить один или пару звуков ребенку логопеду не составляло никакого труда. Поэтому в основном раньше 5 лет редко родители обращались за помощью к специалисту. Но сейчас картина совершенно другая, у большинства детей наблюдается нарушение всей речевой системы в целом ( бедный словарный запас, нарушены грамматические категории: ребенок неправильно употребляет в речи предлоги, окончания слов…. Дети не могут пересказать текст или составить рассказ по картинке..).

Важно в дошкольном возрасте исправить все эти нарушения, чтобы ребенок мог легче освоить школьную программу. Часто логопедические трудности сказываются на школьной успеваемости. Ребенок начинает писать так, как он произносит звуки, проговаривает слова, предложения. Читает с ошибками. И как результат – двойки и тройки.

Какие конкретные техники вы используете, чтобы помочь своим клиентам улучшить их речь?

Для каждого ребенка я стараюсь подбирать свои техники, которые делают наши занятия более эффективными. Например, логопедический массаж. Без него сейчас практически невозможно поставить многим детям звуки.

Артикуляционная и дыхательная гимнастика тоже очень важны для речевого развития. Мы часто проводим с детьми эти упражнения под музыку. Ребятам это очень нравится.

Песочная терапия отлично помогает на логопедических занятиях. Дети с удовольствием выполняют различные задания в песке, тем самым развивая мелкую моторику (проведи пальчиком по дорожке, напиши/ обведи букву…); автоматизируем поставленные звуки (повтори слог, слово, скороговорку столько раз, сколько найдешь в песке кристаллов); пополняем словарный запас (в песке делаем условные грядки, где можем посадить игрушечные овощи); развиваем связную речь (разыграть с помощью фигурок различные сказки). Очень интересно для детей применение логоритмических игр и приемов на наших занятиях. Ребята учатся под музыку или определенный ритм проговаривать различные стихи. Многим детям это очень нелегко. Но в результате работы они начинают чувствовать этот ритм, что помогает им делить слова на слоги, ставить правильное ударение в словах, запоминать стихи и четко их рассказывать.

Могли бы вы рассказать вашу любимую историю успеха вашего клиента?

10 лет назад ко мне на занятия попал мальчик. Ему было 5 лет. После проведенных обследований ему поставили диагноз «алалия» – одно из самых тяжелых речевых нарушений. От занятий с ним отказывались многие логопеды. Мама была очень напугана. Мальчик в основном молчал, с детьми не общался, его никто не понимал. В речи у него было лишь несколько слов. Я понимала, что случай тяжелый. Мы начали наши занятия. Работали в тесном контакте с семьей, все мои рекомендации они многократно повторяли и отрабатывали дома. В подготовительной к школе группе мальчик уже выступал на всех праздниках, чувствовал себя намного увереннее. Дети с ним с удовольствием играли и понимали его. Сейчас он заканчивает 7 класс. За эти школьные годы он выиграл не один конкурс чтецов, учится на 4 и 5.

 

Каковы, по вашему мнению, некоторые распространенные заблуждения людей относительно логопедии?

Одно из самых распространенных заблуждений у людей, что логопед это специалист, который только ставит детям звуки. Это далеко не так. Логопед – это специалист, который работает над проблемами устной и письменной речи. В дошкольном возрасте это в основном устная речь. Более подробно про речевую систему я говорила уже выше. В школе у детей формируется письменная речь (письмо и чтение). Часто у детей наблюдается на письме пропуск букв, перестановки букв в словах, зеркальное написание… При чтении так же бывают специфические ошибки, когда ребенок пропускает буквы, не дочитывает слова, заменяет конец слова другим по значению (например: слово «коробка» – читает как «корова»). Иногда дети даже не понимают смысл прочитанного. Это все проблемы, над которыми работает логопед.

Многие родители часто заблуждаются, когда думают, что мы волшебники и сможем решить все проблемы их детей в речевом развитии без их помощи. Речь – это очень сложный процесс, работу которого невозможно наладить только за 2-3 логопедических занятия в неделю. Тут нужны постоянные тренировки. Это можно сравнить с обучением вождению автомобиля. Чем реже вы будете тренироваться, тем дольше будет растягиваться весь процесс обучения.

 

Можете ли вы рассказать нам о случае, когда вам пришлось мыслить творчески, чтобы помочь клиенту улучшить его речь?

Мыслить творчески нам приходится постоянно. Ведь работая с детьми нужно находить подход к каждому. А тут без творчества никак. Бывает, что все способы и методики перепробуешь с ребенком, но не получается добиться результата. Потом просто поменяешь рабочую зону или добавишь мяч, песочные яркие часы.…. И динамика в работе появляется. Помню принесла ребенку спиннер на занятие, а мы долго не могли поставить звук Р. Так он так хотел покрутить эту игрушку, что начал стараться изо всех сил и звук появился!

 

Что вы считаете самым приятным в своей работе?

Самое приятное, когда мои ученики добиваются успехов на наших занятиях. Поскольку у всех детей разные проблемы, то и успехи у всех свои. Кто-то не умеет произносить один звук и безумно радостно и приятно смотреть в эти счастливые детские глаза, когда у ребенка это начинает получаться. Кто-то вообще с трудом общается с окружающими, поскольку его никто не понимает. И как приятно, когда, спустя время, он спокойно может обратиться с любым вопросом к сверстнику или взрослому, его поймут и ответят!

И вообще, логопед – это прекрасная и интересная профессия!