Ирина Дмитриева
HR, карьерный консультант, коуч
Расскажите, когда Вы начали заниматься HR-консультированием и почему?
В профессию HR я пришла давно, около 13 лет назад. Но работать с людьми начала еще на первом курсе моего педагогического университета: преподавала немецкий язык сверстникам и детям, а уже на 3 курсе перешла в отдел кадров.
Спустя несколько лет, когда моя карьера стала набирать обороты в именитых международных компаниях, я поняла, что мои знания и опыт нужны людям. Ко мне обращались за советом не только коллеги, но и друзья, знакомые.
Тогда я решила структурировать свои знания и получить новую профессию в Московском институте психоанализа по специальности «Карьерное консультирование и коучинг». На сегодняшний день я совмещаю работу по найму в HR-сфере и частную практику.
Почему выбрали именно направление коучинга?
На мой взгляд, коучинг — самый универсальный подход. Он родился на стыке психологии, спорта и менеджмента. По коучинговым методикам можно работать с любыми клиентами, любыми задачами. В коучинге мы всегда фокусируемся на цели и результате. При этом «не копаем» причины неудач в прошлом, как в психологии, например.
Чем отличается карьерный консультант от коуча?
Я всегда отталкиваюсь от запроса, иногда комбинирую методики, но разница существенная. Карьерный консультант, как и любой другой продает свою экспертизу, знания и опыт. Он знает «как» и объясняет это клиенту. Например, я говорю клиенту, как исправить резюме, какое фото добавить, как себя преподнести, как не попасться в ловушки HR. У консультанта роль наставника и тренера.
Но при этом сам факт трудоустройства — это уже следствие работы с коучем или консультантом. Я не помогаю найти работу, я помогаю найти себя. Часто бывает, что клиент не знает своих ценностей, чего он хочет на самом деле. В коучинге это называется «скрытый запрос».
Каких профессий чаще ваши клиенты? Есть ли какая-то тенденция?
Если говорить о карьерном консультировании, то это чаще профессионалы среднего звена, любой сферы. Это менеджеры, бухгалтеры, логисты и так далее, классные специалисты, которые знают свое дело, но не знают, как преподнести себя. Иногда я выступаю даже в роли PR-менеджера.
А если говорить о коучинге, то клиентом может быть кто угодно, начиная от студента, потерявшего мотивацию к учебе, до бизнесмена, ищущего новый подход или идею.
Поделитесь, как понравиться HR-менеджеру на собеседовании?
Есть несколько универсальных советов, но их можно найти в интернете. Я работаю индивидуально, знакомлюсь с человеком, изучаю его сильные стороны, мы действуем под конкретный запрос, под формат интересующих клиента компаний. Кроме того, для успешного трудоустройства и карьеры нужен обоюдный интерес.
Но все-таки дам вам основные советы:
- Структурированное резюме, все по существу, достижения должны быть измеримы, в цифрах или штуках.
- Замените «участвовал в» на «внедрил, разработал, улучшил, привлек».
- Профессиональное фото обязательно, лучше без него, чем с неудачным снимком.
- Но и безликое резюме в digital-мире выглядит менее привлекательно.
- Изучите все, что найдете об интересующей вас компании, сделайте домашнюю работу.
- Будьте спокойны, уверенны и честны.
- Демонстрируйте заинтересованность, вам ведь это нужно или нет?
- Помните, что вы тоже проводите собеседование, задавайте вопросы, может, вам это место не подходит.
- Не отказываетесь от воды или кофе, это даст вам возможность сделать паузу и сформулировать ответ.
- Не опаздывайте, выключите телефон, соблюдайте дресс-код.
Я предлагаю своим клиентам тренировочные ролевые собеседования, это снижает тревожность и придает уверенности!