Крушение и возрождение коллекции Фаберже

30 мая исполнилось бы 176 лет великому ювелиру Карлу Фаберже, прославившемуся на весь мир благодаря созданию уникальных пасхальных яиц с сюрпризом. Изначально такую роскошь могли позволить себе лишь члены императорской семьи. Позднее диковинные ювелирные украшения стали предметом охоты коллекционеров. Сегодня авторские изделия может позволить себе каждый ценитель искусства. С тех пор как в 2013 году в Санкт-Петербурге открылся частный музей Фаберже, это место стало любимейшим среди туристов. Каждый мечтает забрать с собой домой удивительное украшение в память о северной столице и гениальном ювелире. 

«Ювелирный почерк» Фаберже

Идея создания яиц с сюрпризом возникла задолго до Фаберже. Такой вариант ювелирных украшений придумали европейские ювелиры в 18 веке. Свое первое драгоценное яйцо Фаберже представил только в 1885 году. Почему тогда именно Карл прославился на весь мир и его имя вошло в историю?

Любая идея остается всего лишь идеей, пока ее не доработает мастер. Так и с ювелирными яйцами. Подобные работы встречались в Европе, но не вызывали ни спроса, ни интереса. 

Карл перевернул привычное представление о драгоценных пасхальных яйцах. Во-первых, он не боялся экспериментировать и прибегал к самым неожиданным решениям. Мастер работал не только с драгоценными материалами, но и полудрагоценными камнями. 

Во-вторых, у Фаберже был свой «ювелирный почерк», который невозможно спутать с кем-то другим. Карл использовал технику гильоширования – создание легкой паутинки узорных насечек, покрытых несколькими слоями лака. Далеко не все знают, что Фаберже разрабатывал дизайн не только для ювелирных яиц. К примеру, способ гильоширования применялся для украшения часов, портсигар, табакерок, шкатулок и столовых сервизов.

В-третьих, главной отличительной особенностью работ Фаберже была уникальная эмаль, благодаря которой изделия приобретали многослойный вид.

В-четвертых, Карл Фаберже буквально с молоком матери впитал в себя безупречный вкус и художественное видение. Его мать была дочерью художника, отец возглавлял собственную ювелирную фабрику. Получив блестящее образование в Санкт-Петербурге и Дрездене, Карл работал реставратором драгоценностей в мастерской отца, Густава Фаберже. 

В-пятых, великий мастер не просто создавал украшения по собственному уникальному дизайну. Его удивительный художественный талант и опыт работы в Эрмитаже, в мастерской отца, дополняло знание коммерческого дела, которому он обучался в Дрездене. 

Начало великого пути

Сегодня Фаберже мог бы вести мастер-классы о том, как добиться головокружительного успеха в юном возрасте. Карлу было 24 года, когда он возглавил петербургскую фирму отца. И это вовсе не стечение обстоятельств или родительская протекция, как это принято сейчас называть. Чтобы руководить фабрикой, где трудится несколько десятков мастеров, нужен талант. Причем не только искусствоведа, но и коммерсанта. 

Карл развивал дело отца, придумывал новые идеи ювелирных изделий, участвовал в выставках. На одной из таких выставок работы ювелира заметил император Александр III. Государь высоко оценил талант незаурядного мастера. Встреча с государем стала крутым поворотом в жизни Фаберже. С тех пор Карл стал любимцем царской семьи. Император с гордостью и восторгом рассказывал о талантливом самородке. Работы Фаберже стали «визитной карточкой подарков Алесандра III», царь отправлял украшения мастера друзьям и знакомым в Европу. Более того, император даровал Фаберже звание «Ювелира Его Императорского Величества».

Если ранее Фаберже сам придумывал, как будет выглядеть его новое изделие, то после знакомства с императором все изменилось. Нет, Александр III вовсе не забрал у ювелира свободу творчества. Как раз, наоборот, Карл был волен делать то, что считал нужным в создании очередного произведению искусства в миниатюре. Но в конце 19 века Фаберже стал не просто приближенным царской семьи, а их личным ювелиром. По распоряжению государя Александра Александровича, Карл начал делать ювелирные пасхальные яйца на заказ. 

Первый заказ царя был большим испытанием для Фаберже, ювелиру предстояло сделать пасхальный подарок для императрицы Марии Федоровны. Карл мастерски справился с указом монарха. Для супруги Александра III он подготовил настоящий сюрприз – яйцо «Курочка», которое в народе прозвали «куриное яйцо». Несмотря на простое название, задумка была поистине гениальной. К пасхе ювелир подготовил изящное белое эмалевое яйцо, внутри которого прятались золотая курочка и рубиновая корона. Таким знаком особого внимания император хотел порадовать Марию Федоровну, напомнить ей о родине, детстве. Подарок превзошел все ожидания, супруга государя была очарована и самим изделием, и заботой мужа, и, конечно же, талантом ювелира. 

В том же году, когда Фаберже представил знаменитую «Курочку», он получил звание придворного ювелира, если быть точнее, то поставщика высочайшего двора. С тех пор уникальные пасхальные подарки стали традицией царской семьи. Ежегодно к светлому православному празднику Карл предоставлял на суд и радость императрицы Марии Федоровны по одному яйцу. Изделия восхищали как саму государыню, так и ценителей прекрасного. Фаберже совершил настоящий переворот в мире искусства, прославился на весь свет. 

Ювелирные шедевры

После смерти императора Алексанра III на престол взошел Николай II. Новый монарх не только продолжил традицию своего великого предшественника, но и усилил ее значения. С момента воцарения Николая II перед Фабержа встала еще более непростая задача. Теперь ювелиру нужно было готовить уже по два пасхальных яйца. Одно предназначалось супруге царя – императрице Александре Федоровне, второе – матушке государя – вдовствующей Марии Федоровне. 

Ювелирный дом Фаберже вместе с его идейным вдохновителем – Карлом – переживал головокружительный взлет. Появлялось все больше и больше заграничных заказов. Ювелирные изделия отправлялись к таким высокопоставленным семействам, как Ротшильды, Юсуповы, Мальборо и Кельхи и другие. Очевидно, что подобные работы были дорогим во всех смыслах подарком. Стоимость одного яйца по ценам рубежа XIX—XX вв. варьировалась от 1500 до 28300 рублей. 

Чтобы работы известного мастера могли приобрести и люди с небольшим достатком, ювелирный дом стал производить продукцию массового спроса. Так, помимо драгоценных пасхальных яиц, в коллекции Фаберже появилась посуда, портсигары, медные чарки.  

Конечно посуда и шкатулки не могли затмить славу великолепных ювелирных яиц, зато теперь талант мастера могли увидеть воочию не только представители царской семьи. 

В период с 1885 по 1917 год ювелирный дом Фаберже имел головокружительный успех и безупречную репутацию. Сам Карл Фаберже не только прославился, но и разбогател. Кстати, интересно, что мастер вовсе не делал ювелирные украшения сам, он только создавал эскизы изделий, придумывал новые, уникальные варианты неповторимых украшений. Всего за указанный период мастера произвели на свет 71 экземпляр ювелирных яиц, 52 из них изготовили по заказу императорской семьи. Помимо «Курочки» в золотую коллекцию изделий Фаберже входят также «Память Азова», «Ренессанс», «Кавказское яйцо», «Ландыши», «Анютины глазки» и многие другие. 

Крах ювелирного дома

До 1917 года никто и предположить не мог, что слава знаменитого ювелирного дома и авторитет Карла Фаберже испарятся, как дым. Революцию внесла серьезные, «кровавые коррективы» в привычное течение жизни нашей страны. Вместе с падением монархии, увы, распался, как карточный домик, и ювелирный дом Фаберже. 

В рамках национализации все драгоценные изделия, которые произвели мастера фабрики Фаберже, конфисковали. В период больших перемен было не до красоты и искусства. Поэтому все работы Фаберже распродали. По оценкам специалистов, общая сумма, на которую большевики отобрали у Карла изделия, составила порядка полмиллиарда долларов. 

Разумеется, оставаться в родном Петербурге Карл больше не мог. Он вынужден был эмигрировать В 1918 году мастер перебрался в Ригу, затем бежал в Германию из которой переехал во Франкфурт-на-Майне. Последние годы Фаберже провел в Висбадене. Карл часто повторял одну и ту же фразу: «Жизни больше нет». Действительно, после такого головокружительного успеха ювелир остался ни с чем. Его лишили дома, родины, дела жизни, достатка. Вместо признания царской семьи – скитания, вместо большого ювелирного дома – нищета. Вот так, буквально в одночасье, человек, чьим именем восхищался император, остался ни с чем, никому не нужен….

Возрождение «Фаберже»

Судьба Карла Фаберже, история его знаменитого ювелирного дома ужасают. И хоть сегодня у каждого из нас есть возможность насладиться великолепием коллекции знаменитого ювелира в Санкт-Петербургском музее, долгие годы марка «Фаберже» была «призраком». После революции право называть себя «Фаберже» присваивала себе то одна, то другая компания.  Ни одна из них не хотела возродить традиции гениального ювелира. Все желали лишь славы и быстрых денег. Уникальные пасхальные яйца императорской семьи распроданы, потеряны, грандиозная мастерская уничтожена – это был конец великой истории Фаберже. Или нет?

Ювелирные изделия с непростой, но великой историей привлекали американского медиамагната Малкольма Форбса. Долгие годы он собирал в свою коллекцию легендарные работы Карла Фаберже. Частную сокровищницу Форбса составили более 200 предметов, включая 9 уникальных пасхальных яиц, созданных для двух последних русских императоров. После смерти магната в 1990 году, его наследники решили выставить коллекцию Фаберже на специальные торги Сотбис. Однако за два месяца до торгов, их отменили. В прессе появились кричащие заголовки: «В Нью-Йорке совершена беспрецедентная сделка: российский бизнесмен Виктор Вексельберг приобрел уникальную коллекцию ювелирных изделий Карла Фаберже у семьи Форбс». 

Удивительное событие произошло в феврале 2004 года. Виктор Вексельберг, как руководитель культурно-исторического Фонда «Связь времен», вернул России то, что по праву принадлежало ей – коллекцию ювелирного дома Фаберже. Сумма, которую Вексельберг заплатил за коллекцию, составила более 100 млн долларов. 

Поступок Вексельберга до сих пор восхищает и поражает общественность. Он выкупил реликвии монархической России не для того, чтобы потешить свое самолюбие. Он хотел возродить великую историю Фаберже. 

Прежде чем вернуть на родину утраченные произведения искусства, миллиардер нашел для них подходящее «жилище». В 2006 году Вексельберг вместе со своим культурно-историческим фондом «Связь времён» выделил 1,2 миллиарда рублей на реставрацию дворца Нарышкиных-Шуваловых. Знаменитый памятник архитектуры расположен в Санкт-Петербурге, на набережной реки Фонтанки. Именно там 19 ноября 2013 года открылся Музей Фаберже. Он стал первым в России негосударственным музеем, чье собрание имеет как национальное, так и мировое значение.

Поступок Виктора Вексельберга дает надежду на то, что и в современном мире есть не просто бизнесмены, которые думают лишь о собственном доходе, а истинные меценаты, возрождающие культурный облик нашей страны, ее традиции.