Радислав, вас все знают, как самого известного специалиста в сфере лидерства. Хочется начать с легкого вопроса, но все-таки важного. На ваш взгляд 3 самых главных качества, которыми должен обладать лидер.

Первое – решимостью. Если прямо с места в карьер начинать. Второе – это энергетикой. Повышенная энергетика, как качество человека. И третье, способностью формировать аватар будущего.

Вы проводите большое количество тренингов, где вы черпаете эту энергию?

Я довольно востребован, но, все-таки, стараюсь регулировать занятость. Я считаю, что человек не имеет права тратить свое время на нелюбимую работу. Чем отличается любимая работа от нелюбимой. На любимой человек отдает энергию и получает ее взамен, а на нелюбимой только тратит. Поэтому, когда работа нелюбимая, человек старается работать как можно меньше, а когда любимая – как можно больше, чтобы восполнять энергию. Поэтому я черпаю энергию в самой работе и в людях, с которыми работаю. Я там кайфую и от этого энергия генерируется.

Как Вы пришли к написанию собственных книг? Это бизнес-идея или творчество?

Книги родились от тяжелого осознания, что я на каждом тренинге или выступлении говорю что-то новое. Если я говорю, что-то новое, то что-то старое вытесняется. Когда я смотрел видеозаписи своих выступлений, двухлетней давности, я понял, что тема та же. Но я говорю другие вещи, а те ценные вещи, что я уже не говорю, забываются. Я решил, чтобы они не пропадали, сохранить их для людей в виде книг. В которых сохраняются мои мысли, актуальные на момент выпуска. Спустя время я уже мыслю по-другому, но книга уже все, запечатлела мои предыдущие мысли.

Хочется поговорить о бизнесе. Сейчас непростые времена, не знаю существуют ли простые, но сейчас люди часто говорят об упущенных возможностях. Что делать с синдромом упущенных возможностей?

Людям свойственно переоценивать то, что за «закрытой дверью». Если вы хотите, чтобы дети сломали замок на двери, нужно им сказать, что туда нельзя. А что там? Ничего интересного. Там реально ничего интересного, обычная комната, но дети все равно выбьют замок, сломают дверь, потому что им кажется, что там что-то особенное.

Вы приходите в бутик и хотите купить себе туфли, но вам говорят, что были другие туфли, которые уже раскупили. Вам показывают картинку, и вы понимаете, что это именно те туфли, которые вам нужны.

Нам всегда кажется, что место где мы не живем всегда лучше, чем то, где мы живем. Упущенные возможности всегда переоцениваются, а реальные недооцениваются. Это особенность человека. Осознанность в этом плане сильно помогает. У меня есть тренинг «Технология принятия решений». Я всегда людям настойчиво говорю, что при выборе решения вы выбираете как поступить и как не поступить. Знайте, что, когда пройдет время, и решение уже бесповоротно будет принято, вы подумаете, что надо было поступить иначе. Когда дверь закрылась у вас появляется ощущение, что там за дверью было лучше. Практически каждый руководитель испытывает подобные сложности. Одна из компетенций лидера – решительность. Решительность – как способность отказаться от альтернатив, способность закрывать дверь и не возвращаться к тому решению, которое не было принято. Да, в среднем,  в Дубае и Лондоне больше бизнес-возможностей, чем в России. И это аргумент в пользу релокации. Но есть и определенная совокупность факторов, которая говорит в пользу того, чтобы остаться. Бизнес-возможности – это не единственный пункт, по которому человек принимает решение, где ему жить. Есть стареющие родители, есть дети, есть партнеры по браку, которые не разделяют идею смены локации. Есть фактор здоровья, привязанности к родным местам, друзей, родных, которые поймут поддержат, которых не будет в другой стране и их нужно будет нарабатывать. Есть много факторов. Бизнес – это не единственный аргумент, который может быть уравновешен чем-то еще.

Если говорить о людях, которые переезжают и сталкиваются с барьерами страны, им нужно какое-то время на адаптацию. Вы верите в то, что  полная адаптация возможна, если дать себе какое-то время на нее или это иллюзия?

Сначала будет очень хорошо, а потом будет очень плохо. Потому что первые несколько недель человек живет как турист. Он наслаждается, радуется жизни, а потом начинает жить как местный житель. Он начинает считать расходы, строить бюджет. Турист такого не делает, он тратит деньги налево и направо. А когда человек живет на новом месте, он уже задумывается о том, сколько платит за свет, сколько платит налогов, сколько за транспорт, сколько что стоит. Адаптация, конечно, рано или поздно наступает. У меня есть друзья, которые в Лондоне живут они уже даже не приезжают в Россию. Я у них спрашиваю, а как же ностальгия? Они мне отвечают, что приехали один раз зимой и понял, что правильно поступили и уехали обратно.

Я из Одессы в Москву приехал. Я годами в Одессе не появляюсь. Я помню и дорожу моментами из жизни там, но у меня нет сомнений правильно ли я поступил. Да, там есть масса вещей, которые лучше, чем в Москве и которые никогда не будут так прекрасны, как в Москве. Климат, море, люди и т.д. Мы выбираем из совокупности обстоятельств. Адаптация происходит всегда рано или поздно. Если она не происходит, то это значит, что человек свою дезадаптивность культивирует. Он считает, что это к счастью, что до сих пор не адаптировался.

Обратимся немного к вашей концепции человека. Как перестать быть человеком 2.0 и стать человеком 3.0?

Если говорить вкратце, то переход человека 1.0 к человеку 2.0 стал возможен только тогда, когда человек решил свои проблемы выживания. Что я имею в виду. Давайте представим, что угрожало нашему древнему первобытному предку. Ему угрожало нападение животных, укусы змей, простуда или травма, полученная на охоте или бытовая. Он мог сломать какую-нибудь кость на ноге и это означало смерть. Два месяца на выздоровление без охоты и должного ухода почти всегда приводило к летальному исходу. Плюс стычки между собой. Сражения за женщину, за место охоты или любой бытовой спор. Еще одна угроза – это эпидемии. Не удивительно, что большинство предков до старости не доживало. Они умирали от неестественных причин. От старости умирало какие-то половина 1 процента людей.

С какого момента человек устранил эти проблемы? Я бы сказал, что примерно начало в начале XIX века, да и то не везде. Что человеку стало доступно: во-первых, это дипломатия, которая уменьшила количество войн и сделала их менее кровавыми. Появились профессиональные армии, которые не нападали на мирных, не сжигали их села, не убивали людей просто так. Второе – это медицина. Появились антибиотики, чуть позже появился рентген, высокий уровень диагностики и профилактики заболеваний. Стало больше барьеров на пути инфекций. Раньше умирали почти от любого инфекционного заболевания. Третье – консервирование. Люди научились хранить пищу так, чтобы она не пропадала так быстро. Если был неурожай, то люди могли черпать еду из сохраненных припасов. Четвертое – это крупные города. Люди начали возводить города, в которых не водились хищники и стало меньше опасностей. Таким образом у человека появилось больше возможностей дожить до глубокой старости и умереть от износа организма.

Что произошло в этот момент. Огромное количество той энергии, которую он тратил раньше на защиту себя от голода, от разбойников, от болезней высвободилось. Когда вопрос выживания человека был решен, сформировался человек 2.0. Теперь человек озабочен социальным успехом. Еды стало навалом, – не умереть с голода. Люди начали обогащать себя финансово и строить свою карьеру все выше и выше. Этих людей постоянно спрашивают, почему ты не бываешь дома? Почему ты не видишь детей? Они обычно отвечают, что им нужно работать, постоянно преуспевать, заработать еще больше и тогда они смогут проводить время с семьей, но этого не происходит.

Человек 3.0 – это человек, который наслаждается своей жизнью, хочет путешествовать, хочет развлекаться. Он не хочет сидеть в офисе постоянно. Человек 3.0 не хочет сидеть в офисе 5 дней в неделю по 8 часов, он хочет иметь свободу перемещения. Для этого ему нужно перестроить свою жизнь. У человека 2.0 усталость и загруженность были доблестью. Мы воспеваем такого человека за то, что он сидел в офисе и работал. Когда сотрудники приходили в офис General Electric, они видели, что Джек Уэлч он уже сидел в своем кабинете, а когда они уходили – он ещё сидел. Глава Ikea Ингвар Кампрад ездил на старой машине, потому что ему некогда было съездить в салон и поменять машину. Генри Форд довольно скромно одевался, а когда приезжал в другой город, жил не в самой дорогой гостинице, хотя был одним из самых богатых людей мира. Это происходило потому что самопожертвование было доблестью. Люди постоянно обращали внимание на то, как они много работают и как им бы хотелось отдохнуть и это поощрялось обществом. Человек 3.0 хочет отдыхать, хочет заводить новые знакомства, хочет видеть мир, бывать на всяких мероприятиях, не перерабатывать иметь достаточно времени на отдых, восстановление, обучение и много еще на что. Для человека 3.0 нормально не тратить много времени на работу. Зачем ты устаешь? Зачем ты так работаешь, чтобы уставать? Ты должен организовывать свою работу так, чтобы не уставать. Так, чтобы не сидеть в офисе 24/7. Только не нужно думать, что человек 3.0 это бомж, не кришнаит, которые довольствуются тем, что есть. Человек 3.0 хочет быть обеспеченным. Эта концепция основана не на отказе от своих желаний, а на возможности их удовлетворять. Условие становления человека 2.0, как я уже говорил, безопасность. Но это не везде произошло, если приехать в какую-нибудь глубокую Африку, то там до сих пор люди борются за жизнь. 2.0 стало возможностью, только когда человек обрел безопасность и смог социально развиваться. 3.0 стало возможно, когда человек смог социально развиться. У человека 3.0 есть актуальное образование и навыки с которыми он не пропадет в этом мире, как hard так, и soft skills. Он умеет общаться с людьми, он умеет делать презентации и считать деньги, он умеет инвестировать и заводить полезные связи. Это не обязательно предприниматель, это может быть фрилансер, который оказывает дорогостоящие услуги. Это может быть юрист, коуч, тренер, консультант, специалист по написанию и изданию книг. У него хорошая недвижимость, машина, семья обеспечена, дети обеспечены и только после этого он может перейти на фазу 3.0 и наслаждаться жизнью. Обеспеченность является условием перехода к формации 3.0.

Для человека 2.0 были очень важны атрибуты, подтверждающие достижение социального успеха. К этим атрибутам можно отнести статусные часы, автомобиль самый новый и дорогостоящий, одежду, сшитую на заказ, большой дом. Для человека 3.0 атрибуты не так важны. Они носят смарт-часы, если они опаздывают на встречу, то возьмут самокат скорее или вызовут такси скорее, чем поедут на престижном автомобиле с риском потерять время на парковку. Самокаты просто быстрее, можно доехать до встречи по пешеходным дорожкам. Возможно, они даже не будут покупать машину и нанимать водителя, им не нужно сопровождение, эти атрибуты им ни к чему. Это не значит, что они не могут себе этого позволить, совсем нет. Они делают все не для престижа, а для своего удовольствия и удобства. Они могут приехать на встречу в шортах за 7 евро и в футболке. Майка может быть легко за 5000. Louis Vuitton прекрасно сочетается с Adidas’ом. Их цель заключается в том, чтобы наслаждаться жизнью. Их разговоры не о том, как много они сделали и как устали. Их разговоры о том где они побывали, как провели время и какие у них дальнейшие планы.

Каким будет человек 4.0, я не знаю. До этого мы не доживем, прогнозировать бессмысленно, но 3.0 это реальность в которой мы живем. Есть страны, в которых люди до сих пор борются за выживание, как в Африке. Там люди может только через 100-200 лет перейдут на фазу 2.0, а есть страны, которые максимально помогают в переходе на 3.0. Это такие места, как Бали, Дубай, развитые европейские страны, о США не могу говорить, страна довольно неоднородная. Что интересно, у человека 2.0 может быть скромная квартира в ипотеку и дорогостоящий автомобиль в кредит. Он никого не зовет в гости потому что квартира скромнее, чем автомобиль. У человека 3.0 – наоборот. У него может быть большая 400-метровая вилла с бассейном и при этом может не быть никакой машины, или какая-нибудь гибридная Toyota. Он приезжает на встречу на этой машине, и никто не догадывается, что у него дорогостоящая недвижимость. 3.0 заключается в том, чтобы обеспечивать себя комфортом, а не тратится на то, чтобы производить впечатление на окружающих.