Один из успешных кинопродюсеров России: о кино, о жизни, о творчестве и о любви. Исполнительный продюсер нашумевшей премьеры «Хронос», который вышел в широкий прокат
21 июля. 

Варвара, как долго готовили проект «Хронос», и в чем секрет успеха?

От замысла до проката прошло два года. У меня есть два чудесных друга, два генеральных продюсера фильма «Хронос». Вселенную Кира Булычева придумали именно они – Дмитрий Белосохов и Эльбор Чернов. В марте 2021 года они ко мне обратились с предложением принять участие в создании мультивселенной по мотивам рассказов Кира Булычева. Тогда и началась подготовка проекта. Сначала это задумывалось как серия новелл, не было в планах – создать полнометражный фильм, но потом влияние времени и запросы изменились, проект стал масштабно разрастаться. Я собрала команду высоких профессионалов, и в период постпродакшна мы поняли, что это хороший полнометражный фильм, и нам есть, что показать зрителю в кинотеатрах. 

Исполнительный продюсер – главный человек в съемочной команде. От этого и ответственности больше. Как это переносят хрупкие женские плечи?

Мои плечи легко переносят (смеется). Иногда мне кажется, что я была рождена для этого. Груз ответственности давит и достаточно сильно, но есть поддержка любимого человека, семьи и команды. Люди – самый драгоценный ресурс продюсера, и без их поддержки и профессионализма ни одни плечи – ни мужские, ни женские – не выдержат.

Съемки фильмов проходят в разных городах и даже странах. Как совмещать жизнь и работу, когда вы подолгу находитесь далеко от дома?

Найти баланс очень сложно, но возможно. Первое время проекты выбрасывали из жизни, не видела ни друзей, ни семью, но со временем пришло понимание, что, несмотря на то что я трудоголик, надо выдерживать баланс и работа – не есть вся твоя жизнь. Начала расставлять приоритеты и достигла баланса. Сейчас такой момент, когда я могу выбирать проекты и сама распоряжаться своим временем. 

А как вы изначально пришли в кино?

Попасть в кинотусовку не так-то просто, но, да простят меня страждущие, оказалась я в ней случайно. Более того, вообще никогда в нее не стремилась. Я всегда была телевизионщиком, мечтала стать крутым телепродюсером, восхищалась Лесневской, Эрнстом, Галькович, Канделаки и всякими Шарониными…

Не буду вдаваться в детали, когда я шарахнула дверью телевидения так, что в Останкино осыпалась штукатурка, меня позвали координатором в проект (вообще-то позвали мою старшую сестру, но, нет, она не киношник, она дизайнер, а пнула туда меня). И, собственно, понеслась душа в пляс!

Сложно ли было перепрыгнуть с телевидения на кинопроизводство?

В самом начале сложностью для меня стала моя же гордость и глупость. Я думала – все знаю, все-таки ТВ и кино, не велика разница… А еще я боялась. Боялась задавать вопросы, что меня не примут, что не сойду «за свою». Ну, конечно, были сложности: например, эйджизм, сексизм! Тогда мы этого не знали, модные словечки были не в ходу, но сталкивались каждый день. Горе-продюсеры, наглые, вороватые, использовали словечки, вроде «милочка», «глупышка» и т.д. А проблема заключалась в том, чтобы найти гармонию – не дать себя унижать, заставить считать себя профессионалом и не двинуть с кулака в очередную кокаиновую ноздрю!

Разумеется, не все было так беспросветно, было много хорошего, что заставило меня влюбиться в кинопроизводство раз и навсегда! Строчка из классического мультфильма не врет: «Кто в этот мир попал, тот навсегда пропал». 

Еще был дефицит информации – никакого быстрого поиска и бесплатных видеоинструкций в интернете, не были развиты соцсети, не было никаких курсов или хоть чего-то похожего. Тотальный информационный голод!

Сейчас много открытой информации для обучения продюсированию, но всегда есть что-то, что может дать только наставник. Вы думали брать учеников? 

В последнее время этот вопрос особенно актуален. Я открыла небольшой курс для избранных ребят, с которыми делюсь всеми тонкостями профессии. Это исключительно в корыстных целях, потому что профессионалов на рынке не хватает, и найти даже хорошего ассистента становится проблемой. 

Как к вам попасть на обучение?

Есть сайт, где все подробно расписано. Но я подхожу к выбору студентов очень внимательно. Просто гореть кинопроизводством недостаточно, надо понимать весь груз ответственности, который возлагается на продюсера, и обладать достаточным трудолюбием, чтобы его нести. 

Для вас кино это об искусстве или о бизнесе?

Будет лицемерием сказать, что это только про искусство. Кино – это большой бизнес, с громадным  финансовым оборотом. и, безусловно, все участники производства должны получать достойную оплату своего труда. Но и искусство никуда не ушло, хочется делать шедевры, запечатлеться в умах следующих поколений. Тот же баланс, о котором мы говорили, должен быть во всем. Те, кто приходят в кино только ради зарабатывания денег, у них точно ничего не получится, потому что кино надо любить, им надо гореть и его надо понимать. Когда я только пришла работать в кино, повально процветал тотальный мрак с «кидаловом» съемочных групп, воровством сценариев, обманом каналов, отсутствием системы кинопроката и т.д. «Романтизация» кинопроизводства рассыпалась на глазах, и совершенно не верилось, что что-то возможно изменить.

 

Сейчас нет воровства сценариев, и как защитить себя начинающим авторам? 

Сейчас, слава Богу, картина сильно поменялась, плагиат есть, но его стало значительно меньше. Люди приходят работать более осознанные, юридически-грамотные, с адекватным стремлением делать хорошее кино, а не воровать чужие идеи. Защитить себя – если это большой проект, то сначала надо регистрировать авторское право на сценарий, то есть до того, как показывать его кому-либо. 

Есть ли шанс начинающему сценаристу попасть к опытному кинопродюсеру для воплощения его задумки на большом экране?

Шанс есть у всех. Если ты талантлив и у тебя хорошая идея, то добро пожаловать! Сейчас наблюдается мировой сценарный кризис, даже за океаном безостановочно повторно снимают свои же шедевры – сиквелы, приквелы, ремейки. Нас это тоже не обошло стороной, голод интересных сюжетов. В данный момент есть все возможности снимать кино, государство поддерживает кинематографистов, нужны только интересные идеи и сюжеты.