Во-первых, в этом году у Вас юбилей. От всего сердца поздравляем и желаем здоровья, процветания и творчества!

Вы родом из Ташкента, а Ташкент — «город хлебный». Согласны ли Вы с этим? Как Вам запомнился этот город, что он Вам дал?

Да, действительна я провел в Ташкенте первые 20 лет жизни, фактически всю юность. Все началось именно там – первая музыка, первая любовь, первые страдания. Город был не знаю уж насколько хлебный, (роман Неверова с таким названием был написан, кажется, в 20е годы, естественно, этого времени я не помню) но точно теплый, солнечный, дружественный. В те годы что я там жил (1945-1966), это был город наполненный русской интеллигенцией, там жили московские и ленинградские писатели, музыканты, художники, а также врачи, юристы и прочие представители умственных профессий. Все они приехали во время войны, и по каким-то причинам остались там, как и мои родители.

И мне повезло, мне довелось со многими из них общаться, оттуда все и началось…

У меня крайне мало было друзей среди местных, представителей разных восточных народов, хотя я безусловно тогда был знаком с ними, и даже отличал туркменов от таджиков, киргизов от казахов. Но мусульманский мир вокруг меня был практически не заметен, я даже не знал где в Ташкенте находится мечеть…Так что мусульманского исламского влияния не было точно… А вот влияние яркого солнца было, я до сих пор в дни, когда нет солнца чувствую себя расстроенным и подавленным…

Вы родились в интеллигентной семье, которая при этом не имела никакого отношения к музыке. Но то, что Вы будете профессиональным деятелем искусств, было предрешено с детства. Это Ваше призвание. Когда Вы это прочувствовали? Кто Вас направил, помог, поставил на путь истинный?

Меня отдали учиться музыке в 8 лет, по теперешним понятиям довольно поздно. И скажу вам честно, первые годы, я не проявлял никакого интереса ни к музыке, ни к искусству вообще, был обычный мальчишка, гонявший мяч по двору… ну ходил несколько раз в неделю на урок по музыке, но это была скорее повинность… А лет в 10 вдруг произошел переворот. И музыка стала самым важным занятием. А потом и чтение. Я запоем читал книги, и почему-то прочитал очень много книг о композиторах… И это было первым звонком, первым открытием – я хочу быть композитором. И стал сочинять… У меня до сих пор сохранились мои каракули, детским почерком написанные ноты. И когда я их недавно просмотрел, то вдруг понял, что это придумано совсем неплохо. Я немножко их причесал, и издал как сборник пьес для фортепиано. И сейчас во многих музыкальных школах их играют дети, и педагоги очень довольны… А для меня это огромная радость…

Ну а позже моими проводниками в мир искусства стали как раз те интеллигентные люди, о которых я упоминал выше. Не буду называть их имен, их все равно никто не помнит. Но я был членом некоего кружка, где собирались люди, читали стихи, обсуждали фильмы, и все знали о том, что происходит в Москве, Ленинграде и даже в Париже. Откуда? Бог весть? Но я с детства напитывался этой информации, и многое во мне – с тех времен.

Из Ташкента Вы тогда вырвались в Москву и построили свою карьеру. Имея популярность, хорошие гонорары, Вы в 90-х сорвались в Штаты. Вы все время в поиске?

Да, действительно, я жил подолгу в Москве, Питере и Нью-Йорке, с небольшими отклонениями в другие города. И каждый город вносил что-то новое, что-то особенное в мою жизнь и в мое творчество. В Нью-Йорк уехал именно за поисками новых впечатлений, новых источников вдохновения. И это был очень правильный момент, у меня наступал творческий кризис, мне нужно было сменить обстановку. Есть такая индийская книга – «Вечный поиск» написанная известным философом Йогананда Шри Парамаханса. Это – про меня.

Что Вы почерпнули в Америке, и есть ли плюсы для музыканта в России в сравнении со Штатами?

Безусловно, Америка – совсем другая планета. Во всех смыслах. И в бытовом, и в духовном. Ее не так просто понять, не так просто принять. Но я принял, и погрузился в Америку всей душой. И многому там научился. И просто по жизни, и конечно в профессии. И Америка на меня сильно повлияла, и я до сих пор ощущаю на себе ее влияние. Ведь Америка – страна колоссальной музыкальной культуры, многие в России этого не понимают. Ведь именно там находится лучший в мире оперный театр, лучшие симфонические оркестры, весь джаз, рок, мюзиклы, все популярные песни — это все Америка. Конечно там есть чему поучиться…

Ваша творческая деятельность многогранна. Вы член сразу пяти Союзов. автор серьезных академических жанров (симфонии, рок-оперы, мюзиклы, балеты), и в это же время автор так называемой легкой музыки. Что Вам больше по душе, и кем Вы себя считаете в большей мере?

Я люблю все жанры, считаю, что плохих жанров не бывает. Но что-то мне ближе, а что-то дальше. Наиболее успешно я работал в жанре музыкального театра, и здесь мне удалось написать наибольшее количество сочинений. Не все они удачные, но некоторые получились, и не зря же их ставят год за годом музыкальные театры.

Вас называют «Русским Леонардом Бернстайном». О чем это говорит? О Вашем выдающимся успехе – чего можно еще пожелать? – или наоборот, сравнение для Вас немного обидно?

Сравнение очень лестное, но, увы, я до Бернстайна не дотягиваю очень сильно. Ведь Бернстайн был гениальным дирижером, и превосходным пианистом, а я только пишу музыку, и совершенно не являюсь исполнителем (мои «кабаретные» исполнения песен – не в счет). Но в каком-то смысле – да, я иду по стопам Бернстайна в том смысле, что мне одинакова близка музыка серьезная и легкая, причем серьезная музыка понятная людям, а легкая – не примитивная и не пошлая.

Сейчас проходит Ваш фестиваль «Всё к лучшему!». Он носит музыкально-театральный характер и имеет большую и интересную программу. Что из этого Вы ждете с особым трепетом?

Знаете, каждый концерт или спектакль на Фестивале мне дорог. И исполнение новой песни, и исполнение новой Симфонии – для меня событие. Особенно горжусь последними написанными сочинениями – оперой «Мелкий бес», 5й симфонией, джазовым диском, песенным диском. А что действительно получилось — не мне решать.

Ваши песни пели и поют мэтры нашей эстрады. Много хитов и популярных песен, которые, без преувеличения, знает вся страна. Именно «легкий жанр» принес Вам всеобщую популярность, известность, узнаваемость в широких массах. Как Вы относитесь сегодня к популярной музыке и нынешним лидерам шоу бизнеса? С кем из молодых исполнителей Вы бы с удовольствием посотрудничали?

Я никогда не был песенником. Большинство моих песен родились для фильмов или спектаклей. И то, что они становились популярными, это не моя заслуга, а скорее случайность, я ничего для этого не делал. К нынешней популярной музыке не отношусь никак, поскольку почти ее не знаю… а то, что до меня иногда доносится мне совсем не нравится… Но в концерте 3 декабря у меня должны участвовать такие молодые артисты, как Гела Гуралиа и Андрей Цветков, Этери Бериашвили и Кристина Аглинц, Валерия Ланская и Арсен Согомонян, и многие другие. Там прозвучат и новые песни…

Ваш сын – востребованный композитор в США. К сожалению, в России его творчество малоизвестно. Не хотелось бы Вам как-то популяризовать его деятельность в России?

Я стараюсь. Но его самого это, по-моему, не очень интересует. Он живет в США, там его мир, а в России ему скучно, и делать нечего. Если бы его пригласили по настоящему с ансамблем, с полной программой – он бы с удовольствием приехал, и уверен, покорил бы Москву. Но пока такого приглашения нет, он как-то не особенно рвется сюда. Он максималист, полумеры его не устраивают.

Наша страна всегда славилась своими людьми. Много талантливой и очень талантливой молодежи во всех сферах и, естественно, в искусстве. Но пробиться практически невозможно. Что, по Вашему необходимо сегодня сделать, чтобы реальные таланты могли себя проявлять? Помогают ли в этом современные конкурсы («Новая волна», «Голос» и пр.)

Не знаю. Я сегодня далек от молодежи и от ТВ. Я не смотрю эти конкурсы, вообще практически не смотрю телевизор, а если что-то вижу — чаще всего мне не нравится. Может возраст? Я сейчас все больше слушаю Брамса или Рахманинова. Это просветляет, настраивает на высокий лад. Песенки приходят и уходят. А великая музыка живет всегда…

Большое спасибо. Для нас большая честь быть с Вами!