Директор воскресной школы, фелинолог, руководитель питомника «Сибирская знаменитость», директор экскурсионной организации «Московский гид»
Анна, вы впервые печатаетесь в нашем журнале. Расскажите читателям о себе.
Да действительно, это моя первая публикация, в которой я хочу рассказать именно о воскресной школе, которой заведую. В прошлом у меня были научные статьи (писала их во время учебы в аспирантуре), а также материалы про кошек для журнала «Друг». Но вот идея поделиться с общественностью информацией о духовном образовании пришла совершенно неожиданно – с подачи Татьяны Валерьевны Гогуадзе, которая тоже рассказывает о себе и о своей методике в этом выпуске. К слову, несколько месяцев назад я прочитала ее книгу «Дислексия мозга. За гранью известного» и была крайне поражена. Признаюсь, заинтересовалась настолько, что решила пройти биометрическую диагностику, результаты которой показали, что и я являюсь дислексиком, но при этом меня не коснулось традиционное снижение навыка чтения, читала всегда по норме, лишь понимание прочитанного пришло позднее. Помню, как возвращалась в школу после летних каникул и на уроках литературы обсуждала с одноклассниками прочитанные произведения. Тогда с большим удивлением для себя я слушала пересказы произведений сверстников, осознавая, что, помню, в отличие от них, только общие моменты книг. Примерно в 11 лет я поставила себе четкую цель – поступить в университет. А как раз на это и обращает внимание Татьяна Валерьевна, что важна именно мотивация ребёнка. В итоге закончила два очных отделения, причём в течение одного года я училась утром и вечером в двух университетах одновременно. В первой половине дня в РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина на факультете инженерной механики, который закончила с красным дипломом, а вечером получала второе высшее образование – экономическое – в РУДН. Но платформой для поступления в ВУЗы стал Брянский городской лицей имени А. С. Пушкина, который и по сей день входит в рейтинг лучших учебных заведений нашей страны. В школе мне было непросто учиться: часто засиживалась до поздней ночи за выполнением заданий. С теплотой и благодарностью я вспоминаю преподавателя с большой буквы учителя математики, заслуженного учителя РФ – Ольгу Ивановну Тюкачёву, именно ее я считаю главным педагогом в своей жизни. Она всегда верила в своих учеников, задавала правильный мотивационный вектор, а самое главное с ней я почерпнула твёрдую уверенность в знании предмета. Я точно знала, что она справедлива, критична и одна из лучших в своём деле.
Давайте остановимся более подробно на учреждении, которым вы руководите. Насколько нам известно, школа находится при храме.
Сейчас есть много творческих центров и кружков, но развивать детей социально и духовно не менее Важно. Руководствуясь своим личным опытом, хочу отметить, что эта цель успешно достигается в рамках воскресной школы. Воскресная школа объединяет в себе элементы учебной деятельности, духовное воспитание и секции по интересам. Образовательный процесс проходит в теплой семейной обстановке.
В нашей школе каждое воскресенье после литургии в храме и трапезы в приходском доме, проходят занятия Закона Божьего, уроки музыки и творчества. Из дополнительных занятий шахматный кружок, настольный теннис и изучение английского языка.
Как вы решились возложить на себя такую ответственность – просвещение юных умов?
По стечению обстоятельств, как и многое в нашей жизни. Признаюсь, я с большими сомнениями входила в преподавательскую деятельность с детьми, и, уж тем более, с куда большим опасением возлагала на себя обязанности руководителя. Безусловно, у меня был опыт преподавания в университете, но с юными учениками все гораздо сложнее. Единственное, в чем я была абсолютно уверена: всё, что связано с воскресной школой, связано напрямую с Богом. Господь помогает с идеями и вдохновением, направляет, чтобы многие инициативы складывались наилучшим образом. У нас потрясающий батюшка – священник Александр Карпов и чудесный приход Троицкого храма в посёлке Назарьево.
Каким был ваш путь к вере? Возможно, посещали воскресную школу в детстве?
К сожалению нет, но мечтала об этом разглядывая поделки ребят воскресной школы Тихвинской церкви города Брянска, примерно лет с 12 я посещала эту церковь после занятий в лицее по дороге домой. Помню, как прочитала про Сергия Радонежского, сподвижника в учебе и развитии ума. Тогда же стала молиться ему, просить о помощи. Удивительно и то, что однажды незнакомый старенький дедушка подошел ко мне в храме и показал, как именно нужно возносить молитвы. В итоге, сам того не подозревая, он стал той рукой, которую протянул мне Господь.
В жизни воскресной школы, принимают участие родители воспитанников?
Воскресные школы бывают разные, но, на мой взгляд, они должны быть местом встречи семей, которые стремятся привить детям христианское восприятие мира. Замечу, что в процессе духовного образования ребенка очень важна вовлеченность его мамы и папы, ведь лучший пример – родительский. Именно поэтому в начале этого учебного года у нас состоялась семейная паломническая поездка детей и взрослых на родину сатирика Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина в село Спас-Угол.
А Вы можете рассказать подробнее об этой поездке?
Приятно вспоминать, что в музее и храме, расположенном на территории бывшего имения писателя, нас встретили очень тепло. По секрету, для меня это место имеет особое значение: именно за заслуги перед семьей Салтыкова-Щедрина мои предки получили вольную. Более того, в настоящий момент я являюсь одним из соучастников реставрационных работ в храме Преображения Господня. Реставрационная деятельность — это всегда длительный процесс, который усложняется малочисленностью прихожан, а значит и финансированием прихода по причине вымирания деревень. Хочется отметить неравнодушие настоятеля храма – священника Олега Мартынова-Скавронского, который специально приезжает на службу из Дубны и искренне любит это место и погружён в нужды прихода и в деятельность по восстановлению святыни. Кроме того, в реставрации принимает участие Юлия Решетнева: она вот уже третий год спасает настенную роспись храма. Я горжусь тем, что знакома с ней, Юлия – член Молодежного союза художников, ассистент-стажер Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, дочь заслуженного художника нашей страны Михаила Решетнева. Именно благодаря ее усилиям и самоотверженной работе были восстановлены и продолжают возрождаться шедевры академической живописи XIX века. Например, под осыпающейся штукатуркой в трапезной части храма была обнаружена масляная живопись, написанная по гравюре “Проповедь Христа в Галилейском море” немецкого художника Генриха Хофманна. В тоже время Юлия помогает ребятам Назарьевской воскресной школы готовиться к участию в конкурсе рисунков «Рождественская звезда», Международному конкурсу детского творчества «Красота Божьего мира». Она регулярно проводит мастер-классы по живописи, которые с удовольствием посещают дети и взрослые. В финале нашей поездки мы заехали в г. Калязин, где зашли поклониться к мощам Святого Макария Калязинского, в прошлом году отмечалось 500-летие обретения мощей преподобного, а также прошли на теплоходе по р. Волга вокруг затопленной колокольни Никольского собора.
В чем мы видите основную ценность воскресной школы?
Скажу так, детство очень сильно влияет на дальнейшую жизнь человека. Ценности, которые прививаются ребенку с ранних лет, отражаются на его восприятии мира, отношении к людям и событиям, формируют гармоничное развитие личности. Но, как я уже говорила, без участия родителей ни одна просветительная работа не будет успешной. И мне хотелось бы закончить словами Святителя Луки Войно-Ясенецкого:
Детей надо начинать воспитывать с самых пеленок, ибо только в самом юном возрасте они легко поддаются всякому научению. Их душа мягкая, как воск, на ней отпечатывается все: и ваши дурные примеры, и благочестивые слова, и всякий светлый и чистый пример.
Святитель Лука Войно-Ясенецкий