Дина Корзун

актриса театра и кино, обладательница премии «Ника»

за главную женскую роль в фильме «Страна глухих»

@dinakorzunofficial

Ваш моноспектакль «Как я пришла в сознание» представляет собой манифест благодарности за сложности и препятствия в жизни. Что вас вдохновило создать этот спектакль, и какие идеи вы хотели передать через него?

Мне кажется, что этот спектакль, как живой разговор артиста и зрителя, от сердца в сердце, важен, особенно в сложные времена, какие мы сейчас и переживаем. Идея родилась во времена ковида, в начале 2020 года, весной, когда такая большая неопределенность темной тучей заволокла горизонт и все очень беспокоились и паниковали. И я очень многим своим друзьям, с которыми переписывалась, общалась, говорила: все для чего-то нужно. Нужно уметь доверять жизни, Вселенной, все делает нас сильнее, мудрее, проще, лучше. Мы должны поддерживать друг друга. Так и родилась идея спектакля. Не драматичного, не с заламыванием рук, но при этом честного, серьезного, настоящего. Как еще рассказать о том, что мы можем быть благодарны за любой жизненный опыт Вселенной, нашей жизни, Богу, другим людям. Только поделившись собственным опытом, как ты пришел в такое понимание, такое сознание. Я поначалу написала сценарий, в котором главной героиней была провинциальная певица, которая приехала покорять Москву. Но сценарий не нашел отклика – никто особенно не интересовался, и моя подруга сказала: «Слушай, хватит свои личные истории, прикрывать чужим именем. Говори и рассказывай о себе». Сейчас время интереса к настоящим живым людям. И мы начали работать в этом направлении. Спектакль состоит из реальных историй, а связывает их единый философский взгляд на мир, а также юмор, самоирония и, в конце, как бы такой – взрыв благодарности жизни за все: за взлеты и падения, за радость и за боль, за друзей и за недоброжелателей. Потому что только пройдя все эти этапы своей жизни, я смогла стать сильнее, мудрее, лучше. Я очень признательна журналу «PRIMEone» за то, что мою постановку «Как я пришла в сознание» отметили наградой, как «Лучший автобиографический моноспектакль 2023 года». Пользуясь случаем приглашаю всех читателей прийти и получить заряд хорошего настроения. Давайте встречаться, обмениваться энергией, смотреть друг другу в глаза и говорить по душам.

Ваша роль монаршей особы в «Острых козырьках» была культовой! Как вы подготовились к этой роли? Могли бы вы рассказать нам о вашем опыте работы с Киллианом Мерфи и Томом Харди на площадке?

Наверное, готовилась всю свою жизнь. Роль там неоднозначная, но интересная, и с актерской точки зрения любопытная. Мне доводилось работать во многих странах, знакомиться с разными культурами, много путешествовать по миру, в результате чего у меня накопился довольно богатый жизненный опыт, и его я использовала в подготовке к роли. Я посчитала, что женщину с таким взглядом на мир нужно играть именно голосом, звуком – уверенным, директорским, железным. Когда на меня надели костюм, парик и украшения, мне стало понятно, кто эта женщина в «Острых козырьках» – Великая Княгиня Изабелла Петровна Романова. Но стоит добавить, что по условиям проекта никому из актеров не дают читать весь сценарий. Я могла лишь догадываться, поэтому представляла себе какую-то благородную и интересную историю. Но оказалась, она совсем не благородная, но интересная. Сниматься с голливудскими артистами первой величины было очень легко. Никакого снобизма или звездности я не почувствовала ни у Киллиана Мерфи, ни у Тома Харди. С ними они общались на равных. Вообще, на Западе очень уважают МХАТовскую театральную школу. Это определенный знак качества во всем мире. Гримировались мы на соседних креслах в одном гримвагене. Кушали все в одной столовой, причем вместе со всей группой. У каждого был, конечно, свой vip-вагончик, но все обедали вместе. Работать было легко, просто и интересно. Кино – дело дорогое, поэтому все работают очень слаженно, четко как часы. Остались самые приятные впечатления по поводу профессиональности каждого участника съемочного процесса. У Тома Харди как раз тогда родился его ребенок. Он прибежал на грим и честно признался мне, что он не очень хорошо знает текст, а сцена была построена именно на нем. Том попросил, чтобы мы порепетировали, побросали текст, потому что после грима мы сразу выходили на площадку, и нужно было сразу войти в процесс. Ну и, конечно, это легко получилось. Я в разных интервью рассказывала, что Киллиан Мерфи тоже очень приветливый и добрый парень. Уважительно относится ко всем. Я это наблюдала по отношению к участникам процесса и ко мне лично. На меня надели тяжеленный исторический костюм, и он беспокоился, не тяжело ли мне, предлагал стул, чтобы я отдохнула в перерыве между «моторами», интересовался, подходящая ли для меня температура на площадке. В такой обстановке работать очень комфортно, и я в каком-то невероятном воодушевлении уезжала с площадки.

Не можем обойти вашу роль в фильме «Страна глухих». Что, по вашему мнению, делает этот фильм особенным, и какие моменты в нем, по вашему мнению, сделали его настоящей формулой успеха?

Мне самой всегда интересна формула успеха. Я думаю, что Валерию Тодоровскому – режиссеру, и продюсеру этого фильма, удалось собрать очень интересную команду. Там все хорошо, начиная от сценария, который Валера писал по мотивам новеллы Ренаты Литвиновой, и сделали из нее более человеческую, понятную зрителю историю. Юрий Шайгарданов – замечательный питерский оператор, который снимал «Собачье сердце», если помните, это очень красивый фильм. Такая же музыка красоты необыкновенной Алексея Айги. Удивительнейший у нас художник по костюмам и гримеры, и партнеры все мои, и Максим Суханов и Чулпан, и все на маленьких ролях, и на больших, со всеми этими ребятами было очень интересно работать. То есть секрет успеха, получается, это – профессионалы высшего уровня. Мне, например, нужно было выучить весь мой сценарий на жестовом языке, потом немного убрать жесты, чтобы они были не везде, и получился такой вот слабослышащий человек. Стоит отметить отдельно, что у меня был очень хороший педагог сурдопереводчик – ИрэнаМосквина. Вот ей было настолько интересно и не все равно – очень неравнодушный человек. Она своим отношением и внимательным отношением к деталям заразила и меня. Ей было не трудно, не сложно и интересно приезжать ко мне, например, на короткую репетицию или тренироваться со мной в антракте спектакля, в котором я в тот момент играла. Мы с пользой проводили каждую свободную минуту. И какой результат получился замечательный. Помимо этого, Ирэна меня регулярно приглашала приезжать к себе в университет, где она переводила лекции для слабослышащих и глухих ребят. Некоторые ребята-студенты себя совсем не слышат, и очень стесняются говорить вслух, потому что они, например, по уровню звука начинают громче, а заканчивают тише и наоборот. Возможность наблюдать этих людей очень обогатила мой актерский инструментарий. Я думаю, что секрет успеха невозможно объяснить только какими-то видимыми составляющими. Какая-то должна быть еще «авторизация свыше». Бывает такое: собираются очень профессиональные люди, а успеха не случается. А тут все сошлось. Вообще, у Валерия Тодоровского, мне кажется, все фильмы – успешные, значит, к нему нужно обратиться за формулой успеха.

Расскажите о своем опыте гуманитарной миссии в Катманду и работе волонтером в детском доме. Какие впечатления и уроки вы получили из этого опыта?

Попала я туда по воле судьбы и с легкой руки моей лондонской подруги – Даны. Она – удивительный человек. В Лондоне все каким-то волшебным образом узнают ее номер телефона, и она всем помогает: снять квартиру, найти работу и т.д. Она сама родом из Ливана. Папа ее был известным карикатуристом. Однажды я ей призналась, что не нахожу себе достойного места в этой жизни. То есть у меня внешне все хорошо, а внутри чего-то не хватает. Она сказала: «Ай, дорогая, как тебе не стыдно, ты просто не знаешь, что такое трудная жизнь». Я возразила, что очень даже догадываюсь. Детство у меня было интересным и непростым. Она почувствовала мои внутренние метания и предложила поехать поработать волонтером, помогла написать заявки в разные волонтерские фонды и отправить их. Ответили мне из Катманду, из Непала. Мой супруг Луи меня поддержал. Мне сделали необходимые документы, и я поехала работать волонтером в детский дом. Это необыкновенный опыт – он перевернул мою жизнь. У меня появились друзья на всю жизнь. После этого я приезжала туда, еще и с моим мужем Луи, и с сыном Тимуром. И потом даже девочка Рамила из этого детского дома приезжала и гостила у нас. Я поддерживаю с ними тесную связь и до сих пор помогаю. Это был ценный урок. На самом деле мы, люди, – все одинаковы и во многом близки по духу. Мы, как говорится, из одного источника. У нас у всех одна Родина – большая планета Земля. Хорошо бы нам всем жить в мире, в дружбе, без границ, поддерживая друг друга.

Вы много путешествуете по миру. Есть ли какие-то места, которые особенно вас вдохновляют или оказывают влияние на вашу работу? 

Вы знаете, актерский аппарат работает так: ты постоянно за всем наблюдаешь, осмысливаешь, ты никогда не можешь расслабиться. Например, бухгалтер может уйти с работы и отдохнуть, или сантехник придет домой и не будет думать о том, как он сегодня закрутил кран. А творческая профессия сложна тем, что она ни на секунду не отпускает. Ты можешь проснуться ночью, потому что пришло осознание какого-то процесса, и тебе нужно зафиксировать, записать. Признаюсь, что меня везде удивляют люди, не места. Конечно, само географическое место влияет на культуру и сознание людей. Например, в Непале – это один тип людей, они живут довольно скромно, но в них бесконечно много счастья. Потому что в жизни духовная составляющая – главная. Они искренне молятся, они понимают иерархию в этой жизни. Им гораздо проще, чем нам, западным людям, которые живут в удобном мире, с машинами, с телевизорами, при этом глубоко несчастны и зачастую чувствуют себя «заблудившимися». Также есть разница между американцами и французами, с которыми я работала, русскими или, допустим, швейцарцами. Да, географическое место влияет на сознание, но меня всегда вдохновляют души. Люди заставляют либо удивляться, либо до глубины души возмутиться, а это толчок для поиска ответов на вопросы, которые возникают после пережитых эмоций.

Какие проекты или роли в будущем вы бы хотели реализовать? Есть ли какие-то мечты или амбиции, связанные с вашей актерской карьерой?

Я думаю, что я пришла уже в ту точку своей жизни, где для меня в профессии крайне ценно быть «почтальоном смыслов» – доносить нравственные, вдохновляющие и по-настоящему значимые смыслы до зрителя. Мне хотелось бы работать с режиссерами, у которых такое же видение мира и цель. Искусство должно не только развлекать, но и делать мир вокруг нас чуть-чуть лучше. Я сама люблю комедии, даже смотрю разные смешные шоу, где есть не совсем примитивный юмор. Это помогает переключиться. Я люблю такие авторские спектакли-высказывания, которые не только высвечивают важные проблемы нашей современной жизни, но и подталкивают к логическому интуитивному выводу. В своем автобиографическом спектакле «Как я пришла в сознание» я попробовала это сделать. В дальнейшем я хочу привлекать в проекты людей, близких по духу, и делать постановки уже не только в формате моноспектакля. Меня сейчас привлекает театр современной пьесы. Буду двигаться в этом направлении. Как в свое время когда-то Антон Павлович Чехов стал любимым драматургом Московского Художественного академического театра и отражал тот мир, который он видел вокруг. Сейчас он уже классик. Я не сравниваю себя ни в коем случае с Чеховым. Мне просто кажется, что вот такой взгляд современника на то, что происходит сейчас, обязательно будет очень актуальным. То же самое было и в шестидесятые годы, когда появилось множество пьес, которые шли и в Современнике и во МХАТе и отражали реальность того времени. Так что это, конечно, не новая планета, но мне очень интересно говорить о том, что вижу и что чувствую именно сейчас.