@kinnproduction
Если людей обмануть сложно, то Господа и вовсе не под силу! На то нам Душа и дана, чтобы самому себе не лгать!
Что вдохновляет вас в истории? Почему вы выбираете именно ее для творчества?
Как сказал Вольтер: «В искусстве все жанры хороши, кроме скучных!». Я считаю, что жанр исторического кино – один из самых захватывающих! В нем присутствуют различные драматические коллизии, детективные и мистические события, комические и лирические эпизоды, любовные и батальные сцены, философские размышления и абсолютно житейские ситуации. А исторические костюмы и антураж – это моя давняя слабость! Историческое кино… оно о далеком прошлом и совсем недавнем настоящем, оно о наших предках и о нас с вами. Вдумайтесь только, прошедшая минута – это уже тоже история. Чего уж говорить о том, что произошло десятки или сотни лет назад! И потом, мой личный интерес заключается в том, чтобы, изучив и осмыслив определенные исторические факты, дать им свою оценку и, всеми выразительными средствами кино, поделиться ею со зрителем.
Основная ваша специализация – историческое кино. Что вам ближе – документальная точность или художественная интерпретация?
Я бы отметил и то, и другое. В работе, как, впрочем, и во всем остальном, я не приемлю приблизительности! Исторические костюмы и декорации должны абсолютно соответствовать выбранной эпохе, а актерам, исполняющим роли знаковых личностей, необходимо быть максимально похожими на свои прототипы. Актеры групп и массовок также должны выглядеть соответственно. Кроме того, особое значение в историческом кино имеет музыка! Она должна создавать определенное настроение и вводить зрителя в нужную историческую атмосферу. Поэтому музыку к своим фильмам я пишу сам. Для этого приходится погружаться в оригинальную музыку совершенно разных времен. Я обожаю сидеть на музыкальной студии и «колдовать» над музыкой. Ну а если говорить об «интерпретации», то жанр своего кино я бы назвал «Документально-игровая историческая композиция». Такой термин позволяет трактовать исторические факты исходя из своего личного понимания. Не фривольно обходиться с историей, а тщательно изучив материал, иметь возможность предложить зрителю свою версию различных событий.
Есть ли сцены в ваших фильмах, которые вам было психологически трудно снимать?
Ни коим образом, не пренебрегая исторической правдой, я не очень люблю снимать сцены, где «хлещет кровь». Конечно, история – вещь суровая, и событий, в том числе и кровавых, в ней предостаточно, но сегодня на экране столько крови, жестокости и насилия, что я предпочитаю как можно аккуратнее обращаться, в этом смысле, с психикой зрителя, да и со своей тоже.
Какие исторические темы или персонажи, по вашему мнению, остались недостаточно освещены в кино?
Я бы отметил, что эпоха императора Павла Первого до сих пор освещена недостаточно, как и история суворовских войн. Святого Благоверного князя Александра Ярославича Невского мы помним исключительно по черно-белому, соответствующему сталинской эпохе, фильму Сергея Эйзенштейна. Новые же попытки легендировать эту величайшую фигуру, увы, оказались не столь яркими и глубокими. До сих пор не сняты фильмы о Крымской войне, об Александре Сергеевиче Грибоедове и его служении Государству Российскому… Да, мало ли еще исторических тем, не полностью раскрытых в кино!
Вы также занимаетесь написанием музыки! Были ли случаи, когда музыка или текст пришли к вам спонтанно, в неожиданный момент?
Да, особенно в последнее время я много пишу музыки. В молодости я активно ею занимался. Я был солистом и автором песен старой, доброй группы «Бойкот». В 1990 году мы стали дипломантами всесоюзного конкурса «Красная гвоздика», а в 1991 году выпустили свой виниловый диск в Японии. Но это, как говорится, «дела давно минувших дней». Сегодня же, написав достаточно музыки для кино, я записал свой сольный музыкальный альбом, песни из которого уже можно обнаружить на большинстве цифровых платформ и в плейлистах многих наших радиостанций. Если говорить о спонтанности создания музыкального материала, то музыка или какие-нибудь стихотворные строчки могут посетить автора где угодно – в момент съемок, в процессе изучения каких-либо материалов, во время занятий спортом или даже во сне. Все, как говорится, приходит сверху! Момент, когда Господь посылает тебе творческую мысль, абсолютно непредсказуем!
С каким самым необычным инструментом или звуком вы работали, чтобы создать нужное настроение для сцены?
Могу сразу ответить, что это был древний славянский смычковый инструмент, некое подобие сегодняшней скрипки, именуемый «гудок». Также мы использовали в аранжировке такой старинный музыкальный инструмент, как «колесная лира», ну и арабский щипковый инструмент, форму которого позаимствовала европейская лютня – «уд». Каждый из этих инструментов обладает своим неповторимым звуком и, безусловно, придает нужную окраску создаваемой музыкальной композиции.
Что вы больше всего цените в работе с актерами, когда снимаете историческое кино?
Я ценю открытость и неподдельное желание вникнуть в тот исторический материал, на котором основан сценарий, умение осознанно погрузиться в нужную эпоху, ощутить внутри себя создаваемый образ. Шутки-прибаутки, гаджеты и селфи – все это имеет место быть за пределами съемочной площадки. В кадре ты – самый настоящий Юрий Долгорукий, Марфа Посадница или князь Рюрик! Иначе – грош цена всему тому, что мы делаем! Самое суровое наказание – это недоверие зрителя!
Какой ваш любимый проект, и что делает его для вас особенным?
На самом деле все фильмы, как и родные дети, – самые любимые! Могу лишь сказать, что весьма значимым и трудным по съемкам был фильм «Дела давно минувших дней. Русь и Ганза». Эта история охватывает период конца XIV – начала XV веков и рассказывает о весьма непростых отношениях средневековой Руси и Европы. Однако в картине безусловно присутствует любовь, используется большое количество костюмов, декораций и различных натурных съемок. В нашем фильме участвовало восемь народных артистов России и несколько зарубежных актеров. Всего мы насчитали более ста сорока персонажей. Особенным этот фильм делает то, что он повествует о тех страницах истории, которые абсолютно не упоминаются в школьных учебниках и если изучаются, то исключительно в исторических или экономических ВУЗах. А собственную историю, те ее страницы, которые рассказывают об истинном величии родной страны, необходимо знать и знать хорошо!
Как вы относитесь к критике своих работ, и кто ваш самый строгий критик?
К критике своих работ я отношусь абсолютно нормально, особенно если эта критика справедливая, основанная на реальном изучении материала. Сам же я стараюсь коллег особо не критиковать. Нет, не потому что я опасаюсь конфликтов, а потому что каждый критик должен иметь на это право. Я знаю, каких сил стоит ежеминутная работа над фильмом и как легко в своих суждениях о чужом кино скатиться до банального критиканства. Самым строгим критиком и неподкупным арбитром моих работ являюсь я сам. Ибо тешить свое творческое эго и лгать самому себе – это, на мой взгляд, дело недостойное!
Есть ли что-то в вашей работе, чему вы научились только на собственном опыте и что не объясняют в учебных пособиях?
Это может показаться не совсем обычным для режиссера, но на репетициях и съемках я весьма дружелюбен. Досужий стереотип, мол, режиссер – это деспот, хвала Создателю, не про меня! За время съемок я научился большому терпению. Кричать на актеров, брызжа слюной, размахивая руками и топая ногами – непростительная вещь! Актеры – люди весьма ранимые, и их можно легко сломать, а роль, результат, который все ждут от актера и от фильма в целом, может и не состояться. Представьте, как артист, на которого только что наорали, сможет сыграть Петра Великого, или актриса, которую незаслуженно обругали, будет изображать Екатерину Вторую! И еще одно – эгоцентризм режиссера – весьма опасная вещь! Да, авторитет – это важно, но надо уметь еще и слышать других: оператора, он – твои глаза, принимать подсказки консультантов, быть в согласии с художником фильма, декораторами… Да мало ли чему важному можно научиться на съемочной площадке!
Что вам больше всего нравится в режиссуре – процесс создания или результат?
Не буду особо кокетничать, в режиссуре мне нравится все! От написания режиссерского сценария до последней строчки в финальных титрах: «Конец фильма». Самое удивительное – это когда чистая страница сценария начинает наполняться словами, слова складываются во фразы, и этими фразами на экране начинает разговаривать реальный исторический персонаж! В момент, когда твой киногерой, прототип которого лишь упомянут в старинных хрониках или летописях, «оживает», соответствуя твоему творческому замыслу, создается неописуемое ощущение раскрытия какой-то исторической тайны!
Где вы работаете? Можете ли вы описать свое творческое пространство? Как оно вдохновляет на создание?
У меня все просто – я работаю дома. Главное, чтобы вокруг была тишина. Обидно, когда какой-то звук, звонок или чья-то не вовремя брошенная фраза обрывает ход творческой мысли. Ты теряешь нить, ускользает какое-нибудь важное слово или музыкальная фраза! Важно также, чтобы необходимые для работы исходные материалы были под рукой – статьи, книги, иллюстрации, иногда полезно послушать музыку, соответствующую той или иной эпохе. Только так получается работать.
Есть ли исторический фильм, который вы хотели бы переснять с новым взглядом? Почему?
Обычно о своих планах режиссеры предпочитают не рассказывать, но с Вашим замечательным журналом поделюсь небольшим секретом. Я сейчас заканчиваю сценарий фильма с рабочим названием «Александр Храбрый и Петр Великий. Западный рубеж». Это история жизни и деятельности двух удивительных людей – Александра Невского и Петра Первого. Дальний потомок новгородского князя, царь Петр старается осмыслить поступки своего великого предка и в своих деяниях закрепить и преумножить его достижения. Вот об этих людях мне и хотелось бы рассказать, доступными мне выразительными средствами. Не «переснять» истории их жизни, а проиллюстрировать их заново, сделать их близкими и понятными современному зрителю!