ЛАРИСА ЛУСТА – ИЗВЕСТНАЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПЕВИЦА И АКТРИСА, ПОБЕДИТЕЛЬ МНОЖЕСТВА МЕЖДУНАРОДНЫХ ВОКАЛЬНЫХ КОНКУРСОВ, ДВАЖДЫ СПЕЦИАЛЬНЫЙ ГОСТЬ ЕВРОВИДЕНИЯ (АФИНЫ И БЕЛГРАД), ОБЛАДАТЕЛЬНИЦА УНИКАЛЬНОГО ПО ДИАПАЗОНУ И КРАСОТЕ ТЕМБРА ГОЛОСА, А С НЕДАВНЕГО ВРЕМЕНИ – ОСНОВАТЕЛЬ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ КОННОГО ТЕАТРА – В БЕСЕДЕ О ЖИЗНИ, ТВОРЧЕСТВЕ И ЛОШАДЯХ.

Лариса, как вы прожили два последних непростых для всех года?

Наверное, как и все, со сложностями и переживаниями. Но я научилась не зацикливаться на проблемах, в любых обстоятельствах можно найти положительные моменты. Как и у многих моих коллег, из-за пандемии у меня значительно уменьшилось количество концертов. Я не смогла поехать на фестиваль Бунина в Ниццу, сорвались мои гастроли в Индию, Германию, отменились сольные концерты в России. Но было время остановиться, многое осмыслить, больше быть с семьей. Родились новые идеи, новые формы самовыражения.

Вы выпускница Санкт-Петербургской консерватории, в вашем репертуаре – произведения от романса и лирической песни до симфо-рока и сложнейшей оперной классики. Ваша стихия – это музыка, кино, мюзиклы… Откуда появились лошади и сама идея конного театра?

Лошади со мной всю жизнь, с любовью к ним я родилась. Мою первую лошадь мне подарили в городе Кирове, привезли прямо во двор филармонии. Это была рыжая кобыла Легенда. А своего первого коня я купила 13 лет назад. Это был жеребенок фризской породы Даймонд Джокер. Вот с него все и началось. Меня не устраивали условия постоя для моих лошадей. Тогда выбор конных клубов, где можно было бы содержать лошадей, был еще ограничен в Петербурге. И я решила построить собственную конюшню для своих лошадей. Очень быстро эта домашняя конюшня выросла в полноценный конный клуб.

А когда случилась пандемия, и нас посадили по домам, я поняла, что хочу создать нечто свое, особенное, что будет дарить людям радость. Вокруг было столько напряжения, страхов, споров, неопределенности. Да и сейчас непростое время. Но когда я приходила к лошадям, там царил такой покой, такая гармония, что я поняла: «Вот же оно! Сюда могут приезжать люди и получать те эмоции, которых так всем сейчас не хватает!». И я решила сделать конный театр.

Расскажите чуть подробнее о вашем театре, это довольно новый формат театра для нашей страны.

Да, в России этот вид искусства только начинает развиваться, при том, что во всем мире он уже давно очень популярен и имеет своих звезд. Наш театр находится в удивительном по красоте месте недалеко от Санкт-Петербурга. Мы собрали уникальную коллекцию пород лошадей, некоторые представители из которых являются единственными в России. Наши шоу и спектакли – это синтез разных музыкальных и театральных жанров: танца, вокала, инструментальной музыки, акробатики и т.д. Но главными героями у нас являются лошади, искусство верховой езды и конные трюки.

Были ли какие-то особые сложности в создании такого театра?

Конечно, они были, есть и, наверное, будут всегда. Подготовка конной программы и самих лошадей – это очень сложная и трудоемкая работа. В цирке она относится к самой сложной. В советское время на подготовку такой программы отводилось два года. У нас нет такого времени, да и финансирования также нет. Мы все делаем сами. Лошади – это живые существа. Случается, что они тоже болеют, а заменить лошадь дублером, как в человеческом театре, нереально. Но самая большая проблема – это люди. Не каждый спортсмен может работать в театре. Нужен артистизм, энергетика. Это иной мир. И не каждому, кто хочет работать, это по плечу из-за нехватки опыта и мастерства. Найти грамотных, терпеливых, честных, трудолюбивых всадников очень сложно.

Вы сказали, что постановка конных номеров – это очень сложно и долго. А в чем сложность?

Лошади, вопреки принятому мнению, совсем не домашние животные. А еще не существует никакого лошадиного здоровья. Да, лошадь очень сильное животное. Но она уязвима, как бабочка. Поэтому все лошади требуют огромной заботы, а грамотное их содержание больших затрат. Каждая лошадь рождается дикой, а задача человека – научить ее доверять ему. Нам помогает то, что лошадь социальное животное и, зная законы табуна, мы можем установить с ней отношения. Более того, человек должен добиться не просто того, чтобы лошадь считала его членом ее табуна, он должен стать лидером. Только тогда лошадь будет его слушать.

В природе лошадь – животное-жертва, на нее охотятся хищники. Поэтому лошадь очень пугливое животное. И в этом ее опасность. Она боится всего, что видит впервые и чего не понимает. А когда она пугается, у нее одна задача – бежать или отбиваться. Думает она потом. Человек должен уметь сохранять хладнокровие к любой ситуации, только тогда он сможет успокоить лошадь.

Что зрители увидят в этом сезоне?

Мы летний театр. Спектакли у нас идут с конца мая до октября. В холодное время мы проводим только Масленицу. Этим летом мы открыли свой второй сезон. Зрители увидят уже полюбившееся шоу «Конная мистерия», а к концу лета мы готовим премьеру. Но это пока секрет.