Педагог, научный деятель, учитель-дефектолог. Автор книги “Дислексия мозга. За гранью известного”. Основательница и главный специалист своего же Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе в Москве. Уже более 20 лет она успешно ведетпрактику помощи семьям детей с дислексией,

ДИСГРАФИЕЙ И СДВГ.

Татьяна Гогуадзе родом из Республики Коми города Печоры и на сегодня она единственная, кто утверждает, что ребёнку можно помочь справиться с проблемами в учебе всего за две недели! Надо быть очень талантливой и смелой, чтобы вырваться из глубинки России и из бесперспективной девочки, испытывающей трудности в чтении и письме, превратиться в ведущего специалиста в области дислексии и открыть в самом центре Москвы свой частный центр. За 30 лет педагогической деятельности она стала профессионалом своего дела и реально помогает детям и даже взрослым с дислексией, дисграфией в короткие сроки.

 

Почему Вы этим занимаетесь?

Потому что вижу в этом свою профессиональную миссию. Моя личная история про преображение из бесперспективной девочки из глубинки России, которой трудно было научиться читать и грамотно писать, в специалиста с уникальным опытом в быстрой помощи детям с такими же трудностями в учебе, что испытывала я сама в школьные годы. Моя дислексия подтверждена биометрическими показателями.

Я справилась со своей дислексией уже в 30 лет. А когда обучалась в аспирантуре и писала свою диссертацию, поняла, что традиционные методы логопедической коррекции неэффективны в работе с детьми с дислексией, дисграфией и СДВГ.

Дислексия или дисграфия. Как родителям понять, с чем столкнулся их ребенок? Возможно ли выявить эти расстройства на ранних стадиях и не дать им усугубиться?

Ребенка-дислексика очень просто увидеть среди других детей – он требует уважительного отношения к себе с самого раннего возраста. Это дети, которым надо обязательно знать, зачем они должны поступать так, а не иначе, и почему им следует делать то, о чем их просят. Это такое качество ума: во все вникать и во всем разбираться, оно сегодня чаще раздражает даже родителей. Яркой особенностью психологии ребенка с дислексией является его высокая способность манипулировать уже с малых лет! Вынуждена сообщить не очень приятное наблюдение: манипулируя взрослыми, ребенок-дислексик показывает, кто здесь дурак. Да, если высокий интеллект ребенка с дислексией не признается, он приобретает такое искаженное в социальном плане проявление.

Дети-дислексики – это дети с высоким интеллектом. Это дети с выраженным чувством собственного достоинства и обостренным чувством справедливости. Если взрослые этого не признают, у ребенка происходит блокировка интеллекта, и он начинает «играть в дурака».

Конечно, меня сильно печалит, что сегодня мало кто знает, что интеллект – это ресурс ребенка с дислексией развития. Моя миссия в том, чтобы больше людей об этом узнали. В этом случае мы сможем жить лучше, быть добрее к детям, которые реально нуждаются в помощи. Дети-дислексики не терпят лжи, хотя сами являются прекрасными манипуляторами взрослых. А как им иначе выжить и сохранить свой интеллект? Вот и адаптируются как могут. При этом, пожалуй, самый большой вред как физическому, так и психологическому здоровью детей с дислексией наносит тот факт, что их приравнивают к категории ОВЗ.

Ограниченные возможности здоровья – это нарушения физического или психического развития. Да, есть восемь видов ОВЗ, в которые попадают дети с нарушениями зрения и речи, интеллектуального развития, расстройством поведения и общения, задержкой психического развития и т.д.

На первый взгляд может показаться, что медики и педагоги правы, ведь действительно многие дислексики плохо читают и пишут, испытывают серьезные психоэмоциональные проблемы. Поэтому не удивительно, что их пытаются «загнать» на ПМПК и перевести в специальные классы: даже маститые российские ученые открыто говорят, что дислексикам закрыт путь к высшему образованию. Вот только природа дислексии совершенно другая, чем у большинства диагнозов, которые ставят детям с ОВЗ. Дислексия – это исключительно особенность функционирования головного мозга, а, точнее, рассогласованность в работе полушарий. Эта проблема поддается коррекции, и в большинстве случаев достаточно использования исключительно педагогических методов. Особенно при работе с дошкольниками.

С каждым годом случаев дислексии становится все больше. Что Вы считаете главной причиной этих негативных процессов?

Безграмотность взрослых и перегруз творческими занятиями современных детей. Да, это подтверждает моя практика консультирования семей, которую я веду с 1998 года. В современном мире это уже стало нормой для многих родителей – ни минуты свободного времени для ребенка. Все расписание заполнено до минуты, а, вернее, сказать «забито». Детей сегодня заставляют тратить большую часть их детской жизни на бессмысленные действия, лишь бы чем-то их занять. Но детские занятия, как и вообще все в нашей жизни, должно иметь смысл. А смысл детства в том, чтобы взрослеть и обретать навыки, которые позволят учиться человеку самостоятельно. Реальность нашего времени такова, что мы должны постоянно обновлять и совершенствовать свои навыки и умения. Сегодня дети нуждаются в занятиях, которые будут решать именно эту задачу и тем самым повышать их уровень адаптационных возможностей организма справляться с интеллектуальными нагрузками. Я это знаю из своей практики помощи детям. А еще я точно знаю, что дети хотят учиться и могут это делать. Только на старте обучения некоторым детям нужна профессиональная помощь, чтобы раскрыть их интеллектуальный потенциал, а не просто научить ребенка читать и писать.

Создание Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе Вы оцениваете как одно из ключевых достижений в своей жизни. Решение основать его было вызвано несовершенством классической системы реабилитации детей и взрослых с этим недугом?

Да, это именно так. Мы знаем, что дислексия – это особый мозг, а не болезнь или отклонение в развитии! Наоборот, дислексия при правильной коррекции дает возможность раскрыть интеллектуальный потенциал, приобрести когнитивные навыки, которые недоступны другим людям. Но первый шаг на пути к этому – коррекция дислексии, после которой жизнь ребенка и всей его семьи меняется кардинально, причем исключительно в лучшую сторону.

Благодаря моей собственной организации, которой я дала свое имя «Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе», я имею возможность работать независимо, особенно в тех случаях, когда моя деятельность в значительной степени имеет исследовательский характер.

В чем заключается особенность Ваших программ коррекции дислексии?

Дислексиков бесполезно лечить: ни медикаментозное вмешательство, ни лечение травками, бесконечные занятия с логопедами и нейропсихологами не дадут нужного результата. Дислексики нуждаются в коррекции своего психоэмоционального состояния, их можно научить читать и писать, если учитывать особенности функционирования их мозга.

Суть коррекции дислексии в моих программах заключается в обеспечении согласованной работы полушарий мозга (обязательно должно доминировать левое полушарие мозга), а также в преодолении моторных трудностей и различных психоэмоциональных проблем. И для этого детям-дислексикам совершенно не нужны таблетки!

В Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе коррекция дислексия осуществляется исключительно педагогическими методами и специальными физическими упражнениями, которые направлены на стимуляцию работы левого полушария мозга. Применяемые методики через активизацию работы левого полушария позволяют всего за 14 дней согласовать работу полушарий мозга, что открывает детям и взрослым доступ к уверенным навыкам чтения и письма. Вот почему важно именно родителям и педагогам научиться совершенно по-другому воспринимать дислексию и понять, какие преимущества она дает по жизни.

Запись на курс коррекции возможна только после прохождения биометрического исследования.

Почему Вы считаете важным для ученика прохождение биометрического исследования? Как его результаты влияют на эффективность дальнейшей коррекции?

Именно биометрическое исследование позволяет точно ответить на вопрос, почему у ребенка возникли трудности с обучением. В рамках биометрического исследования родители также получают психологическую помощь и персональные рекомендации по воспитанию и обучению своего ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Исследование позволяет определить очень важный персональный параметр человека – функциональную деятельность мозга. Она влияет на процессы обучения. И ее можно определить только вручную, рассчитывая гребневый узор каждого пальца. Данными знаниями и навыками расчета обладают только те, кто посвятил часть своей жизни этому делу. Ведь каждый запрос на биометрическое исследование требует персонального расчета и учета множества вариаций и комбинаций узоров пальцев.

Понимание особенностей функциональной работы мозга позволяет определить наиболее комфортный и эффективный метод обучения для ребенка, учитывающий особенности его мышления. Далее важные параметры, которые мы определяем, касаются понимания особенностей речевого развития человека, – это речевые способности и коммуникабельность. Именно союз этих двух качеств влияет на психологическую готовность и расположенность ребенка и даже взрослого человека к речевой активности. Если исследование показывает низкую коммуникабельность человека, это и объясняет его более пассивную речевую активность. У человека с низкой коммуникабельностью нет запроса на активную речевую деятельность, потому что именно она привлекает к нам внимание либо оберегает нас от лишнего общения. Понимание таких взаимосвязей и персональное консультирование по итогам исследования позволяют и родителям, и самому ребенку осознать, что проблема не в речевой функции или речевом развитии ребенка – это его персональная особенность, которая и накладывает отпечаток на поведение и манеру реализации своей речевой функции. И в этом случае мы работаем не с проблемой речи, а над осознанием тех условий, в которых речевая функция проявляется более активно, следовательно, развивается.

И еще один очень важный параметр, который мы определяем благодаря данному исследованию, это выносливость. Именно от выносливости зависит манера поведения ребенка в трудной учебной ситуации. Для проведения биометрического исследования, по законам РФ, требуется согласие одного из родителей. К согласию обязательно должно прилагаться свидетельство о рождении ребенка. Данное исследование требует времени, потому что анализ проводится персонально, просчитываются все узоры 10 пальцев рук. На первой встрече я провожу сканирование, и в течение 3–5 дней мы получаем результаты и уже окончательно разрабатываем рекомендации по выходу из проблемы, с которой столкнулась семья. По результатам исследования семья получает полный протокол исследования и выписку, которую можно предъявлять педагогам, воспитателям, чтобы они могли учитывать особенности ребенка в своей работе.

В своей книге «Дислексия мозга. За гранью известного» я очень подробно описала данный метод при решении педагогических проблем. В этом году исполняется 10 лет, как я использую биометрику в педагогике.

Ваша книга «Дислексия мозга. За гранью известного» была опубликована в 2016 году. Когда Вы ее писали, в чем видели миссию книги?

Действительно, у моей книги есть миссия – познакомить родителей и педагогов с природой дислексии и показать истинные причины трудностей в обучении у современных детей с высоким интеллектуальным потенциалом. Книга содержит в себе базовые знания о проблеме дислексии в России, типологических характеристиках детей с дислексией и проблемами при чтении и письме. Книга раскрывает психологию человека с дислексией и помогает маме лучше понять своего ребенка. Отдельно в ней написано о почерке, взаимосвязи почерка с нервной системой и психоэмоциональным состоянием. Книга дает семье рекомендации, как самостоятельно сформировать режим дня, чтобы процесс обучения ребенка стал более комфортным и лёгким.

Вы новатор в сфере педагогики, пример для многих молодых ученых и исследователей. Какими людьми предпочитаете себя окружать, с кем нравится сотрудничать?

Да, меня привлекает научная деятельность. В преподавательской работе тружусь с наиболее продвинутыми и мотивированными студентами, слушателями и новичками. Особое удовлетворение мне приносит исследовательский аспект педагогики. Именно интеллектуальные исследования и поиски привлекают меня возможностью создавать что-то новое по-настоящему оригинальное и эффективное.

Я предпочитаю работать в небольших коллективах заинтересованных и талантливых людей, каждый из которых вносит в текущий процесс что-то новое и оригинальное. Мой новаторский дух и способность использовать необычную систему при решении проблем с обучением у детей и взрослых обеспечивают мне общественное признание в качестве изобретателя совершенно новаторского метода в педагогике, в основе которого биометрика.

Кто был Вашим наставником на пути профессионального становления? Давал ли он Вам советы, которыми Вы до сих пор руководствуетесь?

Мой путь профессионального становления долгий и продолжается по сей день. Для любого, кто сумел добиться прочного развития своих каких-либо способностей, очевидна значимость наставника, того, кто помогает в период становления. За время работы на кафедре дефектологического факультета мне повезло неформально общаться с легендами отечественной дефектологии – С.Д. Забрамной, Р.И. Лалаевой, Т.Б. Филичевой, Т.Г. Визель, Л.Г. Парамоновой. Именно в период работы на кафедре МГОПУ им. Шолохова я познакомилась с вице-президентом Европейской ассоциации дислексии, профессором Мартой Богданович.

Но полностью мою педагогическую деятельность изменила профессор Лариса Степановна Волкова, которая была для меня «научной мамой».  Л.С. Волкова – настоящий учитель, без которого невозможно представить советскую и российскую дефектологию. Именно ей принадлежит заслуга организации в Советском Союзе высшего дефектологического образования. Меня жизнь научила слушать только опытных, самых авторитетных, и это есть основа моего профессионализма.

На первооткрывателей всегда возлагается большая ответственность. Осознание этого способствует Вашей работе? Испытываете ли Вы страх, если допускаете ошибку или не встречаете понимания коллег?

Моей страстью всегда было, есть и будет — безупречное, вдумчивое отношение к психоэмоциональному состоянию дислексика и безусловная вера в его способности к чтению и письму.

Страх не может являться двигателем прогресса и первооткрывателям он точно не свойственен. Так что, конечно, никаких страхов в мой работе нет, есть только вдохновение и желание разобраться в своих новаторских идеях и сделать их достоянием для тех, кому они точно пригодятся в жизни. Всему своё время и ошибки — это обязательная часть профессионального роста и развития. На ошибках учатся. Ошибки важно уметь анализировать, чтобы далее предупреждать и идти вперед с наибольшим успехом. Сегодня дети загнаны в социальную ловушку тем, что им запрещено ошибаться. Но это часть успешного обучения. Дело не в ошибках, а как мы к ним относимся. Каждый раз на программах коррекции приходится прорабатывать эту тему, чтобы у детей снять страх ошибки, потому что без этого нет возможности начать чувствовать ошибкоопасные места и обрести более высокую грамотность в письме и речи в целом.

Трудностей в жизни ребёнка школьного возраста с дислексией развития достаточно. Вот почему сегодня как никогда важно научить ребенка справляться со школьными трудностями, потому что манера поведения в сложной жизненной ситуации закладывается именно в школьном возрасте и обеспечивает более успешную реализацию интеллектуальных ресурсов уже во взрослой жизни. Сильные стороны человека раскрываются в ситуациях, когда надо справляться с трудностями, а не игнорировать их или избегать. Так что проблема не в дислексии, а в том, что ребенка не научили справляться с трудностями в чтении и письме.

Ваш основной жизненный принцип – ни дня без анализа. Расскажите, как он отражается на Вашей педагогической деятельности?

Просто я много думаю и размышляю над текущей действительностью. Вот, например, в интернете очень много видеороликов, которые показывают, как якобы видят текст дислексики. Сегодня все чаще можно встретить такие видео в интернете, где смоделирован «взгляд» человека, у которого выражена рассогласованность в работе мозга, а преподносится это так, как будто так видят текст дислексики. Просто навязывается обществу, что у дислексиков текст буквально расплывается перед глазами, а буквы и целые строчки меняются между собой местами. Но эти видео демонстрируют рассогласованную работу мозга – только и всего. Да, если смотреть такие ролики, то полушария вашего мозга тоже будут рассогласовываться, в результате и вы будете также видеть, причем не только текст!

Если бы это было действительно так, то как дислексики могли бы читать? На самом деле, около 60% всех дислексиков не испытывают каких-то серьезных трудностей с чтением и письмом – они понимают, что читают, у них нормальный почерк. Да, при этом на письме они могут совершать классические дислексические ошибки и не видеть их, но самое главное в том, что они пишут и читают! Ответы, почему так происходит и как помочь дислексику быстро улучшить навыки чтения и письма, я уже давно описала в своей книге «Дислексия мозга. За гранью известного».

В действительности у дислексиков прыгают не буквы или строчки – у них прыгает взгляд по причине слабости глазных мышц и постоянного стресса перед чтением и письмом. По этой причине, они испытывают проблемы с концентрацией внимания и не могут сосредоточиться на тексте. Все это прекрасно тренируется даже самостоятельно. Но кому-то, наверное, выгодно такие мифы и полную чушь внедрять в сознание людей. А ведь достаточно немного поразмышлять и включить анализ – и все эти байки про дислексию и дислексиков просто обнуляются.

Теперь становится немного понятно, что вот из-за такой трансляции проблем при дислексии семьи, в которых растут дети-дислексики, часто испытывают давление со стороны общества. Кроме того, родители не всегда понимают, как правильно подступиться к решению проблемы. Подскажите, как им следует поступать?

Действительно, семьи детей с дислексией, дисграфией, СДВГ сегодня погружены в социальный ад, и по этой причине идет массовый выход таких детей из общей системы обучения, изоляция, в которой нет помощи. Сегодня первое, что предлагается родителям, – это пройти ПМПК вместо того, чтобы научить ребенка читать и писать. «Посадить» ребенка на таблетки, поставить на психиатрический учет… Это погружает родителей во множественные проблемы воспитания и обучения своих детей. Из социального ада, в котором сегодня находятся семьи детей с дислексией, можно вырваться только во взаимодействии, оказывая социальную помощь в борьбе за достойное образование ребенка с дислексией развития. И здесь основная роль принадлежит семье, специалист должен показать короткий путь решения проблем и при запросе семьи оказать свою профессиональную помощь, чтобы таким образом не просто научить ребенка читать и грамотно разборчиво писать, но и вдохновить его на самостоятельное решение своих проблем с учебой.

Учитывая новейшие научные знания в области мозга и инновационные технологии в педагогике, совместно со своей командой специалистов я постоянно совершенствую программы помощи семье ребенка с дислексией, дисграфией и СДВГ.

При дислексии у ребенка помощь в первую очередь нужна взрослым: родителям, учителям, репетиторам, воспитателям, чтобы правильно понимать особенности когнитивного поведения детей и правильно воспитывать ребенка, который сможет вдохновляться трудностями, а не угнетаться своими проблемами. Мы все живем сегодня в трудное время, у каждого есть свои трудности. Трудностями сегодня мало кого можно удивить, а вот способностью их преодолевать и выходить на более высокий уровень жизни – вот это реально интересно и вдохновляет жить достойно, согласно своему интеллекту и образованию.

Как Вы считаете, Вам под силу вернуть людям веру в педагогов? Является ли это для Вас одной из мотиваций, чтобы принимать смелые решения, продолжать экспериментировать и исследовать?

Мой профессиональный опыт в педагогике свыше 30 лет. Конечно я осознаю всю ответственность за свою деятельность и понимаю, что в моих ресурсах заложено начало совершенно нового педагогического сознания в обучении детей с дислексией мозга. Мои новые знания в педагогике – это опыт более 30 лет усердного труда в поисках новых путей обучения детей, которых никто не смог обучить навыкам чтения и письма до меня. Мою надежность и экспертность как учителя-дефектолога подтверждают не только родители, но и сами дети. Многочисленные видеоотзывы тому живое доказательство. Каждый раз повторяю: «Вдохновляясь достижениями моих учеников, рисуйте новые грани жизни для своего ребенка!»

На Яндекс.Дзен можно совершенно бесплатно более подробно узнать о моих методах и приемах работы. Весь мой опыт возвращает родителям веру в профессию педагога и в способности их ребенка быть самостоятельным и успешным в учебе. И это очень важно в наш век информации и постоянного развития новых навыков, которые можно формировать, только сохранив энтузиазм к обучению.

Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе работает в Москве с 19 августа 2013 года. За более чем восемь лет научные инновации сделали диагностико-коррекционный Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе настоящим лидером в коррекционной педагогике и коррекции дислексии без таблеток, психологов, неврологов и логопедов, нейропсихологов.

Центр Татьяны Гогуадзе – единственная организация в РФ, которая применяет биометрию для преодоления школьных проблем. Инновационные технологии в педагогике позволили установить новые стандарты выявления причин дислексии, дисграфии у детей, подростков и даже взрослых. В Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе создан комплекс эффективных программ по коррекции в короткие сроки. Центр реализует междисциплинарный подход к делу, тесно сотрудничая только с ведущими специалистами из смежных областей научных знаний.

Основное направление работы Центра – коррекция дислексии у детей, подростков и взрослых. Кроме того, специалисты Центра помогают взрослым и детям решить психоэмоциональные проблемы, разрабатывают рекомендации родителям по обучению и воспитанию детей с трудностями в учебе на основе результатов биометрического исследования.

Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе поднимает педагогическую науку и коррекцию дислексии, дисграфии и СДВГ на принципиально новый уровень, изучив и познав благодаря собственной практике ресурсы интеллекта при дислексии развития.

Сайт dyslexia.ru — крупнейший информационно-образовательный интернет ресурс по дислексии, дисграфии и СДВГ на просторах интернета