Логопед, психофизиолог, доктор психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ им. А.И. Герцена, автор книг и статей
Виктория, совместно с Галиной Станиславовной вы написали книгу «Гипоксия у новорожденного». Давайте поговорим о ней. Почему решили посвятить книгу именно теме гипоксии?
«Гипоксия» – это то, о чем чаще всего говорят врачи, когда родители спрашивают о причинах нарушений развития у ребенка. О гипоксии упоминают не только в роддоме, говоря о риске детского церебрального паралича, но и гораздо позже, когда у ребенка возникают нарушения развития речи или признаки аутизма. Или еще позже – в школе, когда первоклассник не может научиться читать или не способен запомнить цифры. Вот тогда невролог открывает медицинскую карту ребенка на самой первой странице и говорит:
– А что вы хотели? Вот, смотрите, гипоксия была.
Гипоксия воздействовала на мозг или внутриутробно или во время родов. Иными словами, ее уже нет, но она может продолжать влиять на развитие ребенка много лет. Однако это не означает, что ребенку никак нельзя помочь.
Приоткройте немного завесу, какие вопросы вы затронули? Кому будет полезно прочитать книгу?
Гипоксия всегда считалась чисто медицинской проблемой. Но наша книга написана для родителей, педагогов, психологов. Мы поставили перед собой задачу «расшифровать» медицинские термины, сделать их понятными для родителей. Важно не только констатировать, что у ребенка была гипоксия. Важно знать, что делать дальше. Чем старше становится ребенок, тем больше создание внутренних связей в его мозге зависит от опыта, а не только от событий, которые были до родов. Все важно: режим дня, прогулки, игры, взаимодействие со взрослыми, занятия, еда – это кирпичики, из которых строится мозг ребенка, хотя часто родители об этом даже не догадываются.
Расскажите, как проявляются признаки гипоксии на первых стадиях? И от чего зависит ее появление?
В самых тяжелых случаях малыш после рождения нуждается в реанимационных мероприятиях. Как правило, такие дети всегда получают квалифицированную помощь врачей. К сожалению, иногда результатом гипоксии становится детский церебральный паралич. Но бывает так, что ребенок после рождения получил высокие баллы по Апгар и складывается обманчивое ощущение, что с ним все в порядке. Через несколько месяцев малыш начинает отставать в развитии от сверстников, потому что он родился с нервной системой, которая не успела функционально созреть из-за гипоксии. В этот момент у родителей может возникнуть отрицание: «Какие еще нормы развития? Наш ребенок никому ничего не должен!» Но дело в том, что отставание в двигательном или эмоциональном развитии младенца – это сигнал SOS, который его нервная система посылает родителям. Можно проигнорировать, а можно помочь – выбор ваш.
Вредные привычки матери также влияют на развитие гипоксии? Патологии в таком случае неизбежны?
Родить абсолютно здорового ребенка практически невозможно. Слишком долго длится беременность, очень много потенциально опасных факторов оказывают влияние на маму. Но, к счастью, у детского мозга огромные возможности для самовосстановления. В мозге новорожденного есть стратегический запас нервных клеток, которые могут быть использованы в случае инфекции, травмы или гибели клеток из-за гипоксии.
Почему возникает гипоксия? Она может возникать из-за плохого состояния плаценты, инфекций и хронических заболеваний матери, малоподвижного образа жизни и мн.др. Поэтому к беременности и родам необходимо отнестись осознанно и постараться исключить все факторы, которые могут негативно повлиять на развитие ребенка. Еще до беременности маме и папе необходимо максимально привести состояние своего здоровья в порядок.
С другой стороны, совершенно неправильно считать, что, если у ребенка есть какие-то нарушения развития, то виноваты вредные привычки родителей. Мама начинает винить себя в том, что выпила бокал шампанского на новый год, когда была беременной. Все не так просто. Иногда даже в семьях алкоголиков рождаются абсолютно здоровые дети, а в семьях сторонников ЗОЖ – дети с нарушениями развития. У нас есть ограниченные возможности влиять на то, что происходит с ребенком до родов, но все-таки стоит их использовать.
В клинике «Прогноз. Малютка» вы занимаетесь работой с последствиями гипоксии. Как и в каком возрасте они обычно проявляются у ребенка? Какие методы и технологии используете?
Специализированная детская неврологическая клиника «Прогноз» в Санкт-Петербурге работает с младенцами с 1988 года. Ее создатель детский невролог Олег Игоревич Ефимов с самого начала делал ставку на обследование детей с помощью аппаратуры. Конечно, обычный невролог проверяет у малыша рефлексы и делает предположения о том, что идет не так в развитии нервной системы. Но это только гипотезы. С помощью аппаратных исследований мы можем точно определить те точки роста, на которые нужно воздействовать, чтобы механизмы самовосстановления мозга малыша включились максимально. Чем раньше это произойдет, тем больше шансов, что развитие мозга ребенка полностью нормализуется. Для новорожденных очень важно УЗИ-исследование, но уже в 3–4 месяца можно проверить те аспекты работы мозга, от которых зависит способность ребенка к обучению. Мы оцениваем с помощью приборов, как работает вестибулярная система, как функционирует слух и зрение. Современная диагностическая аппаратура, которую мы используем, позволяет определить, насколько эффективно и быстро мозг обрабатывает сенсорную информацию – те сведения, которые поступают в мозг от тела и внешнего мира. Гипоксия как раз чаще всего нарушает скорость и синхронизацию в обработке такой информации. Самое главное, что эти исследования совершенно безопасны, безболезненны, не требуют наркоза, но дают массу полезной информации для оценки динамики развития ребенка. Не буду перегружать текст сложными названиями приборов, многие из них используются только в нашей клинике.
Вы также упомянули, что книга посвящена не только теме гипоксии, но и важным этапам развития ребенка в первый год жизни. За чем важно следить родителям от рождения и до года?
Мозг новорожденного – это еще не законченный проект. Он будет развиваться, как минимум, до 30 лет. Что направляет этот процесс? С одной стороны, биологические механизмы, которые заложены природой, с другой стороны, взаимодействие со взрослыми. Первым тестом на зрелость нервной системы новорожденного является его способность сосать грудь. Все дальнейшие этапы двигательного развития, через которые проходит ребенок за первый год своей жизни, являются результатом функционального созревания мозга ребенка. Этот путь должен пройти каждый малыш, ничего не пропуская. Если что-то идет не так, могут быть две причины: или есть проблемы в развитии нервной системы ребенка, или вы не создаете благоприятных условий для того, чтобы малыш этот этап прошел. Поэтому мы включили в книгу чек-листы, которые помогают оценить развитие ребенка на первом году жизни. Еще в книге есть таблицы с рекомендациями, которые помогут создать правильные условия для развития малыша.