«Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости…» Александр Пушкин.
Научно-исследовательский институт скорой помощи имени Н. В. Склифосовского был учрежден почти 100 лет назад. В начале XlX века, благодаря любви крепостной Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой и графа Николая Шереметева, и появилось это здание, в которой и по сей день находится институт на Проспекте Мира.
Много впечатляющих историй написано о светлой и большой любви Прасковьи и графа Шереметева. Такая любовь бывает только в сказках, считают многие, но я предлагаю прочитать мою статью до конца и убедиться, что и в жизни оно имеет место быть.
А у меня есть личная причина, по которой это здание для меня  является священной! В Церкви Вознесения я, стоя на коленях, вымаливала моего дорогого супруга, находившегося в отделении реанимации в безнадежном состоянии (с ужасным «букетом» диагнозов — сепсис плюс менингит)!!! Это было лирическое отступление…
Граф  Николай Петрович Шереметев — один из наиболее ярких представителей российской культуры конца XVIII — начала XIX веков. Будучи одним из самых богатых дворян той эпохи, он был исключительно щедрым благотворителем. Своё имя в историю отечественной культуры, как выдающийся театральный антрепренёр, создатель одного из самых лучших театров в России, Шереметев также вписал навеки.
В своём имении, в Кусково, граф учредил домашний театр, в котором обучались основам актерского мастерства, музыке, пению и танцам наиболее одаренные юноши и девушки, отобранные из его крепостных. Весь цвет московской публики стекался на представления в Кусково и содержатели частных антреприз часто даже жаловались городскому начальству, что Кусковский театр отбивает у них аудиторию. Прасковья Ивановна Ковалёва ( сценический псевдоним — Жемчугова), Прима-актриса театра, была «виновницей» его небывалой славы. Родилась она в 1758 году, в многодетной семье обыкновенного деревенского кузнеца, крепостного графа Шереметева. Её взяли в господский дом семилетней девочкой, уже тогда заметив в Параше необыкновенные артистические способности.
Обучали сценическому мастерству Прасковью лучшие певцы, музыканты и актеры, в том числе и приглашенные графом иностранцы. Голос — вот чем особенно славилась Прасковья Жемчугова  — редкое по красоте тембра и подвижности лирическое сопрано, восхищавшее самых взыскательных меломанов.
Гипнотизируя зрителей проникновенной драматической игрой, необыкновенной для столь юной девушки, и гибким лирико-драматическим сопрано, уже в 16 лет Прасковья Жемчугова заслуженно считалась Примой театра. Умела она с легкостью перевоплощаться  из трагедийной героини в комедийную болтушку, или в юношу-пажа – стройная хрупкая фигурка ей это позволяла. И  в результате всегда срывала бурные овации. Но стоило ей появляться на сцене в образе Элианы из оперы «Самнитские браки» Гретри – зал заходился в общем рыдании.
До болезненности не любивший выезжать из Михайловского замка, даже Император Павел несколько раз покидал Петербург только для того, чтобы послушать ее удивительное пение. Со временем среди ее постоянных поклонников оказались и последний польский король Станислав II Понятовский, и австрийский эрцгерцог — император Священной Римской империи Иосиф II, и шведский король Густав III, и многие другие знатные особы. В самом начале 1780-х годов к Прасковье Жемчуговой пришёл первый ошеломительный успех.
После четырехлетнего путешествия граф Николай Шереметев в  1773 году вернулся в Россию и посетил Кусково. Граф впервые увидел юную и прекрасную Парашу Жемчугову, когда управляющий крепостным театром представил ему молодых талантливых воспитанниц. Незабываемым было его впечатление:  «Если бы ангел сошел с небес, если гром и молния ударили разом, я был бы менее поражен» — написал он в одном из писем. Любовь с первого взгляда в скором времени сделалась постоянной и единственной страстью Николая Петровича. Завидный жених (после смерти отца ему досталось громадное наследство: 200 тысяч крепостных, многочисленные имения — чуть ли не миллион десятин земли), Шереметев будет упорно отвергать самых родовитых московских невест.
Прасковья  абсолютно ни в чем не уступала Шереметеву: внешнее изящество, прекрасное образование, блестящее владение иностранными языками, музыкальное образование… Но только разве дело в этом? Тождественность душ – вот первопричина глубокой страсти графа и горячей взаимности крепостной актрисы. Гармоничная, тонкая, щедрая – Жемчугова была слеплена из того же, графского, материала. По земным законам всего лишь стояла ниже его.
Шереметев дал обет – если уж он не может жениться на возлюбленной, он не женится ни на ком. «Никогда и ни на ком, кроме Прасковьи, не женюсь», зная о невозможности брака с собственной актрисой, граф раз и навсегда для себя принял окончательное решение. Понятия и условности дворянской чести и достоинстве не давали Шереметеву возможности жениться на Жемчуговой, их брак был предельно невозможен, он — обер-гофмаршал императорского Двора, она — его крепостная, да еще и актриса!
Об отношениях графа Николая Петровича с Прасковьей все знали, но никто не осуждал. Влюбленности помещиков в молоденьких крепостных в те времена распространялись повсеместно. Прасковью Жемчугову заподозрить в каком-либо корыстном интересе было бы почти кощунственно – настолько непорочным был весь ее образ.
Как-то, приревновав Парашу, которая постоянно отлучалась из семейного гнезда, он приставил к ней соглядатая и вскоре выяснил, что она ездит на Сухаревскую площадь, где в то время был дешёвый рынок и строился супругами «гошпиталь», и из окна кареты раздаёт страждущим деньги, которые он ей давал на булавки. Предание гласит, что именно Прасковья, попросила Шереметева, знавшая, что такое бедность, открыть дом, где увечные люди могли бы получать лечение и крышу над головой. В 1803 году на «Черкасских огородах» – землях, принадлежавших матери, граф заложил богадельню на 100 мест и больницу на 50 коек для бесплатного лечения.
После того, как в 1797 году графу было пожаловано звание обергофмаршала императорского двора и ему пришлось переехать в Петербург, высшее общество разволновалось. 37  летний, баснословно богатый Шереметев был холост, да к тому же сердечен и хорош собой. Завиднейшая партия! А он и слышать не хотел ни о ком, он был влюблён до безумия!
А тем временем, граф страшно тяготился осознанием вины перед своей любимой. Прасковья потеряла великолепный голос потому, что северные ветры Петербурга подорвали ее здоровье и к тому же, у нее обострился наследственный туберкулёз.
Присочинив легенду о Прасковье Ковалевской, будто бы она из рода польских шляхтичей, воспользовавшись государевой благосклонностью, Николай Петрович удостоился во всех смыслах царского подарка – Александр I подписал специальный эдикт, дававший право графу Шереметеву жениться на Прасковье Жемчуговой.
Обвенчались влюбленные в 1801 г. в церкви Симеона Столпника на Арбате, которая стоит и поныне (эта церковь уцелела только благодаря факту венчания дворянина с крепостной, когда в советское время уничтожали Старый Арбат).
После смерти Прасковьи Ивановны Шереметев серьёзно расширил больницу, для чего привлёк талантливого итальянского архитектора Дж. Кваренги. Полукруглая колоннада, изящные фасады на входе в здание, роскошное убранство церкви. Революция 1917 года внесла свои чудовищные коррективы во все святое: название «странноприимный дом» было ликвидировано, церковь Троицы закрыли, забелили прекрасную живопись под её куполом, осталась только больница. Зато именно на её территории в 1919 году появляется первая Станция скорой помощи. Позже появился и известный всем номер 03.
К сожалению семейное счастье было недолгим: через две недели после рождения первенца, 23 февраля 1803 г., Прасковья Ивановна, давно страдавшая туберкулёзом, скончалась.
Оправившись от беспамятства, лишь только после похорон, граф вынужден был открыться царю, что у него есть сын, и тот признал его законным наследником титула и состояния. Шереметев в завещательном письме сыну написал: «Я питал к ней чувствования самые нежные, самые страстные. Долгое время наблюдал свойства и качества ея и нашёл украшенный добродетелью разум, искренность и человеколюбие, постоянство и верность… Сии качества пленили меня больше, нежели красота ея, ибо они сильнее всех прелестей и чрезвычайно редки…».
Николай Петрович Шереметев пережил супругу на шесть лет. Хоронили одного из богатейших людей России в простом гробу. По воле усопшего, все деньги на богатое погребение были розданы бедным.
Завершить свой рассказ об этих замечательных людях хочется словами из завещания Н.П.Шереметева:
«В жизни у меня было всё. Слава, богатство, роскошь. Но ни в чем этом не нашел я упокоения. Помни же, что жизнь быстротечна, и лишь благие дела сможем мы взять с собой за двери гроба».