От Рязани до Голливуда.
Навряд ли найдется такая женщина, которая бы не разу не слышала про косметику Max Factor. Но несмотря на то, что многие регулярно пользуются продуктами этой марки, немногие знают, что именно благодаря этому бренду, появилась тушь, румяна, пудра и многие другие современные инструменты красоты. Max Factor — это целая косметическая империя со своей невероятной и более чем столетней историей. Без неё современный косметический мир мог бы не быть таким, какой он есть сейчас. Основал Max Factor Максимилиан Абрамович Факторович, прошедший длинный путь от маленького парфюмерного магазинчика в Рязани до ведущего косметического эксперта в Голливуде и создания всемирно известного бренда. Но обо всем по порядку.
Детство и юность
Основатель марки родился 15 сентября 1877 года в еврейской семье в небольшом городке Здуньская-Воля. В некоторых источниках указывается, что его родной город – Лодзь, но это не так. Здуньская-Воля входит в состав Лодзинского воеводства, отсюда и возникла путаница. Сейчас это Польша, а тогда эта область входила в состав царской России.
Максимилиан рос в большой семье (более десяти членов) и привык работать и помогать своим родителям с самого раннего детства. Уже в 7 лет он подрабатывал в местном театре — предлагал посетителям купить леденцы и апельсины. А через год он становится помощником фармацевта в аптеке. Как признавался сам Макс Фактор, его любовь к косметике зародилась, когда ему было 9 лет, и он был учеником косметолога, помогая тому изготавливать парики и косметику. Это сильно его захватило и, в 14 лет он решается отправиться в Москву, где устраивается в Большой театр на должность помощника гримера. Будущий гуру был очень увлечен этим делом, но его работу прервал призыв на обязательную службу в русской армии, после которой он попадает в Рязань.
Именно в Рязани в 1895 году он и открывает свой первый магазинчик на улице Соборная. Здесь он выставляет на продажу собственноручно изготовленные парики, румяна, парфюмерию и крема. К сожалению, сохранилось очень мало данных об этом периоде в жизни мастера, но точно известно, что магазинчик пользовался особенной популярностью среди рязанских женщин, так как был поистине уникальным и единственным в своем роде. Дом, в котором располагался тот самый магазин, сохранился до сих пор, хотя в нем ничто не выдает того, что в нем когда-то зародилась целая косметическая империя. Известность к Максу Фактору пришла после того, как одна театральная труппа сделала остановку в Рязани. Через пару недель о Максимилиане узнали при дворе, что служит причиной для переезда в Санкт-Петербург.
Здесь его устраивают работать гримером при Оперном театре, где ему вверяют заниматься костюмами, париками и гримом. Одновременно с этим, он становится специалистом по косметике при дворе императора Николая II. На одном из выступлений лично Николай II даже отметил таланты гримёра и его попросили стать экспертом по косметике самого императора.
В 1904 году Максимилиан вместе со своей супругой и тремя детьми вынужден эмигрировать, так как страну захватили антиеврейские настроения. При переезде в Америку Миграционная служба меняет его имя с Максимилиана Факторовича на Макса Фактора.
Покорение Америки
Первое место остановки — Сент-Луис (штат Миссури). Здесь Фактор открывает свой новый магазин. В этом же году в семье Факторов появляется четвертый ребенок, а спустя пару лет супруга Макса умирает от кровоизлияния в мозг. Фактор снова женится, рождается ещё один ребенок, но брак заканчивается разводом. В итоге отец остается с 5-ю детьми на руках. Ко всему прочему, приходится закрыть косметический магазин, так как партнер Фактора скрывается из города с общими деньгами. На этом бы и закончилась наша история, если бы главный герой опустил руки, но он решает переехать в Лос-Анджелес и начать все заново.
В 1908 году, взяв ссуду в банке, Макс Фактор основал компанию Max Factor & Company и открыл свой третий магазин на Голливудском бульваре прямо в центре города. Место было выбрано крайне удачно, и вскоре все именитые актрисы уже знали про его магазин. В магазине продаются парики и шиньоны, а также театральный грим, в том числе и продукция двух крупных компаний Лейхнер и Майнор.
Кинематограф набирал обороты полным ходом и к 1915 году подавляющее большинство фильмов было снято именно в Голливуде. К Максу Фактору все чаще обращались за париками и шиньонами для съемок. Фактор поймал эту волну и стал заниматься расширением линийки своих товаров.
Грим. От сценического к экранному
Что такое сценический грим начала XX века? Это твердые палочки на основе жира, которые накладывались в несколько слоев на кожу и трескались при высыхании. Согласитесь, звучит ужасно. А выглядело это ещё хуже. И, если со сцены это было не так заметно, то с экрана было очень даже заметно.
Макс Фактор поставил перед собой задачу создать такую косметику, которая отлично смотрелась бы не только со сцены, но и с экрана. И ему это удалось. Как говорил сам мастер: «Грим нельзя назвать удачным, если его можно заметить». Он создал грим в виде жидкого крема, который ровно ложился, был незаметен и при этом выпускался в 12 разных оттенках. Ещё одно знаменитое изобретение тех лет — косметическое средство для создания эффекта капель на глазах. Черный воск растапливался и наносился на кончики ресниц. Благодаря этим инновациям Макс Фактор стал узнаваемым в обществе голливудских актеров. Его гримом пользовался Чарли Чаплин, Бастор Китон, и многие другие звезды тех лет.
Каждая женщина красива
Гуру косметической индустрии стремился сделать ещё более прекрасными не только голливудских кинодив, но и остальных женщин. Обычные женщины не пользовались косметикой вплоть до 20-х годов, потому что это было неприлично. Существовало общественное мнение, что это удел актрис и девушек легкого поведения. Именно благодаря Максу Фактору косметикой начали пользоваться без стеснения все женщины. Они видели на экранах своих любимых актрис и повторяли их образы с помощью косметики Фактора. Если появлялись какие-то новинки в киношных образах, то они обязательно были и на прилавках Фактора.
К примеру, помада обрела свою известность благодаря образу знаменитой актрисы Клары Боу, которая впервые стала «носить» форму «лук купидона» на губах. А тушь и тени стали объектами вожделения каждой девушки после появления на экране Греты Гарбо с макияжем глаз от Фактора.
Но, несмотря на доступность продуктов, основной упор делался, все-таки, на голливудских див. Большинство кинозвезд из студий Columbia, Paramount, Warner Brothers, 20th Century Fox и Metro Goldwyn Mayer рекламировали продукцию Фактора за 1 доллар. Поэтому косметика Max Factor в большей степени вызывала ассоциации именно с голливудским гламуром, а сам основатель с ведущим звездным визажистом.
В 1918 году основатель компании вводит понятие «цветовая гармония в макияже», его суть состоит в необходимости сочетать косметику по цвету не только друг с другом, но и с оттенком волос и кожи. Компания выпускала брошюры, в которых описываются эти сочетания, а также расписывается поэтапно весь макияж для каждого типа.
В 1920 году с подачи Max Factor & Company вводится в обиход слово «makeup», дословно переводящиеся как «сделать лицо». Раньше так говорили исключительно о гриме в театре.
Max Factor и голливудские дивы
Один из самых известных и ярких примеров работы Max Factor — это Джин Харлоу, более известная как Мэрилин Монро. Фрэнк Фактор (сын Макса) создал для неё образ платиновой блондинки, который стал эталоном красоты для многих женщин. Ему удалось не только сделать популярным платиновый цвет волос, но и создать самостоятельную линейку макияжа под этот тип внешности. После смены имиджа просто симпатичная Джин Харлоу превратилась во всемирно известную суперзвезду Мэрилин Монро.
В числе клиентов Фактора значились такие селебрити золотого века как: Марлен Дитрих, Джин Харлоу, Рита Хейворт и многие другие.
Новые косметические продукты
После инцидента в компании Leichner, продукцию которой представляли в магазине Max Factor, было принято решение прекратить сотрудничество с ней и приступил к разработке новых продуктов. Благодаря этому решению мир увидел:
• Пудру для ногтей бежевого цвета;
• Водостойкий макияж, впервые появившийся в картине «Mare Nostrum»;
• Французский маникюр;
• Блеск для губ;
• Грим «Телемакияж»;
• Жидкую эмаль для ногтей;
• Компактную пудру-основу:
• Первую стойкую помаду;
• Крем-пудру;
• Маскирующий карандаш (он же консилер);
• Тушь с щеточкой
Кроме того, с приходом звукового кино и сменой пленки на панхроматическую, был создан так называемый «Panchromatic» макияж. Благодаря ему лица актеров имели естественный оттенок, чего никак не получалось добиться с использованием привычного макияжа.
Макияж для цветного кино (Technicolor) аналогично разработали в лабораториях Max Factor & Company. От Panchromatic он отличался тем, что меньше бликовал и не отражал свет. Разработкой макияжа занимался сын Макса – Фрэнк. После того, как гуру сбил грузовик службы доставки, он почти не участвовал в процессе разработки, а проходил реабилитацию. Новый макияж получил название «блинчик» благодаря круглой форме коробочки и имел ошеломляющий успех.
 Конец эпохи и новое начало
В 1938 «Голливудский волшебник» скончался. После смерти имя великого визажиста увековечили на голливудской аллее славы. Косметическую империю возглавил его сын – Фрэнк, который в последствии сменил имя на Макс Фактор-младший. Под его руководством бренд продолжил свое победоносное восхождение на косметический Олимп. При его управлении был запатентован макияж для телевидения, создана щеточка-расческа для бровей, кисть для пудры и губ, а также жидкий тональный крем, лак для волос и многое другое. Одним словом – десятки незаменимых мелочей, которыми пользуются сейчас все женщины планеты.
В 1973 году все семейство Факторов полностью покинуло бизнес, и компания отошла концерну Beatrice Foods. Далее в 1986 компания перешла в собственность Revlon, и только потом её купил Procter & Gamble за 1,5 миллиарда долларов.
Сегодня Max Factor – крупнейшая косметическая компания, занимающая лидирующие позиции в бьюти-индустрии. Её продукция также пользуется популярностью как среди обычных женщин, так и среди звездных дам. Макияжи от Max Factor украшают подиумы в Париже и Милане, а сама продукция носит статус официальной косметики высокой моды.
Оглядываясь на эту историю, хочется сказать спасибо Максимилиану Факторовичу. Он подарил нам целый арсенал красоты от тональной основы до туши для ресниц. Благодаря этому каждая женщина может за считанные минуты преобразиться, подчеркнув свои индивидуальность, красоту и скрыв недостатки. Ведь как говорил сам маэстро: «Роскошными женщинами не рождаются. Роскошные женщины создают себя сами».